Леонид Рудницкий. Риелтор неуловимый, или Как один риелтор искал особняк, а нашел приключения на свою гм... голову. – М.: Астрель, 2009. – 384 с.
Сначала об авторе. Леонид Рудницкий (р. 1956) окончил Педагогический институт и Институт кооперативной торговли. Работал учителем, журналистом, специалистом по ценным бумагам, банковским служащим, экономистом. Жил во Львове, Симферополе, Кировограде, Черкассах, Самаре, Щелкове. С 2000 года – в Москве. Предыдущие книги: «Бомж городской обыкновенный», «Клерк позорный». Нетрудно, согласитесь, представить будущие его произведения: «Оборотень в погонах неугомонный», «Олигарх опальный временно расконвоированный», «Певец эстрадный нетрадиционный», «Убийца наемный плачущий», «Алкаш тушинский веселый» и т.д. Ждем с нетерпением.
Хотя что касается риелтора, то тут главная претензия у меня как раз к выбору персонажа. Бомж, клерк, убийца, олигарх, оборотень, даже певец – могут вызвать сочувствие. Но – риелтор...
Тем более в Москве.
Что еще мешает. МКАД почему-то у Рудницкого мужского рода. «Сразу за МКАДом», – пишет он, хотя никакого МКАДа не существует, а есть МКАД, кольцевая автодорога. И какая-то «кура» у него постоянно вместо курицы. Ну, хорошо хоть не шаверма.
И сюжет. Очень отвлекает сюжет. Риелтору не повезло с одной из его сделок, он скрывается от бандитов и милиции... Триллер какой-то, извините. Я понимаю: издатели – тираны, читателю, считают издатели, нужно «чтиво», но нельзя же так!
Помню, читал не так давно книжку Ирины Майоровой «Метромания». Так там сюжет вообще все убил. Все байки и истории про Москву подземную и московское метро просто похоронены были под «детективным» сюжетом. Да, издатели – тираны. Да, читателей издатели считают гм... недалекими. Но есть вещи, которые безумно жалко. Издать бы небеллетристическую часть книжки Майоровой отдельно – волшебная получилась книжка бы.
Здесь, конечно, не так все плохо. Сюжет отвлекает (особенно в начале), но не убивает совсем. Потому что, скрываясь от бандитов, герой попадает в Москву 2108 года. Нефть и газ кончились. Подземные переходы платные. Если прямые. Бесплатные же больше напоминают лабиринты, где нет прохода от профессиональных попрошаек. МКАД окружена стеной. Для прибывших легально есть регистрационная вошь. «Когда приезжий прибывает в Москву, его заставляют пройти через коробку со вшами. Десяток-другой насекомых забираются ему под кожу. Три дня они его не трогают. Как раз столько разрешается быть в столице без регистрации...» Красота просто! Восторг. Вши механические, чешутся неимоверно, люди бегут сдаваться. Регистрация же (платная, разумеется) проходит в бараке с надписью «Регыстрация». На стенде под надписью «Ынструкции» образцы документов: «Пайдошь па каридор туда, там увидишь такой штук...»
Замечательно обстоят дела с образованием. В школах преподают: основы эрекции, теорию потенции, эрогенные зоны, историю группы «ФУА-ГРА» и пр. А вот телевидения нет. Зато есть информационное желе. Съел – и узнал новости. Информационное желе бесплатно, за деньги только сериальное. Названия сериалов мне, сами понимаете, особенно понравились: «Сын отца», «Внук дедушки», «Сноха золовки», «Шурин деверя», «Кум свояка», «Подчиненный начальника»...
Немного отвлекусь. Очень хорошие названия для сериалов. Вот почему мы не называем в газете рецензии, например, так – «Вышла интересная книга»? Почему, почему, скажите мне? А ведь если поглядеть вокруг – все к тому идет. Но я отвлекся. Новости тоже великолепны: все везде хорошо. «И граждане постоянно выходят на демонстрации, требуют повышения цен на продукты питания и жилье, давно, говорят, ничего не повышалось, сил больше нет...» Ну и как положено, «теплый» сюжет: медведица в зоопарке родила. То ли от жирафа, то ли от смотрителя или корреспондента.
Тротуары в центре разделены на две части. Та, что получше, выложенная новой плиткой, – платная. Над платной частью есть еще и второй ярус, его устилают ковры, и он вообще с крышей. Мавзолей, вас, конечно, интересует Мавзолей? «На первом этаже так и остался вход в усыпальницу, на втором было казино, а на третьем – ресторан-казино «У Вольдемара».
Полиция? Полиция – коммерческая. И их четыре. Сидорова, Поперечного, Евдокимова, Набиулина. Все они «соревнуются между собой в честности и взаимно контролируют друг друга». Театр расположен в подземном переходе. Каждый актер сидит в своей кабинке. Зрители бегают от одной кабинке к другой. «Над кабинкой, которая сейчас будет произносить реплику, зажигалась красная лампочка и все кидались туда». И т.д. и т.п. Всего не перечислишь.
Конечно, можно провести аналогии с относительно модными сейчас книгами про метро и гастарбайтеров, но больше всего сходства у Рудницкого с Войновичем. Только политики нет, непонятно какой строй, кто у власти. То ли привет сильно политизированному Войновичу, то ли – на всякий случай, времена-то сейчас... счастливые. Все везде хорошо. Точнее, все стремительно к тому идет.
Антиутопия? Ну да. Смешно? Безумно. Грустно? Еще бы. Нравится нам такая Москва? Не знаю. МКАД, признаться, мне уже сейчас стеной обнести хочется.