0
1228
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.07.2012 00:00:00

Город Гробов

Тэги: петкевич, рассказы


петкевич, рассказы

Юрий Петкевич. С птицей на голове. Повести, рассказы/ Предисл. Ю.Арабова.
– М.: Астрель, 2012. – 476 с.

Вошедшие в сборник рассказы «На волоске», «Одному в пустыне», «Куда ты спешишь?», повесть «Ветер» проиллюстрированы заставкой – рисунком автора, художника Юрия Петкевича, работающего в наивно-драматической манере Шагала. Обложка – как раз полотно «С птицей на голове», на задней крышке переплета – автопортрет. Содержание текстов и биографической повести «Возвращение на родину» демонстрирует довольно цельный комплекс эстетических пристрастий, родственных искусству начала XX века.

В аннотации сказано, что, «по мнению многих», Петкевич – ученик и последователь Андрея Платонова. Схожести языковых конструкций не заметить действительно невозможно. Однако не один Платонов сочетал условно наивный стиль с поиском сокровенного человека. Рассказ Петкевича «Шоколадка» как пример помимо характерной для автора неортодоксальности православных мотивов удовлетворяет обоим условиям: «После церкви дети еще сильнее стали бояться и запели про себя, как бы стыдясь своей слабости, и, вошедши в дом, подошли к кровати, на которой лежал под одеялом старик». А вот вам такая цитата: «Здесь жили без всякого напряжения воли, без всяких усилий, без борьбы. Если приходили болезни, они не искали причины их и не удаляли этих причин, а подчинялись болезни как необходимости, уклоняться от которой даже не совсем и хорошо». Это, по авторскому названию, «этюд» 1916 года «Русская душа» Пантелеймона Романова, не такого уж юмориста-сатирика, как принято считать. У Петкевича тоже частенько проявляется странный, почти недоступный юмор. Химка из семейной хроники «Возвращение на родину» «медовые пряники пекла только для себя и целыми днями ела их, а детей своих многочисленных не глядела и нисколько не расстраивалась оттого, что большая половина их поумирала во младенчестве».

Город Градов отразился у Петкевича в поселок Гробово, в рассказе «Чай в бумажном стаканчике» дело происходит в городе Куксинске… Тема смерти и гроба присутствует во всех текстах да еще и в графике. Рассказ «Река Подудань» (ага, Платонов): «Отец подошел к Никите и заметил его расстройство. – Ты что тоскуешь: невеста умерла? – спросил отец. – Нет, подруга ее, – ответил он. – Подруга? – сказал отец. – Да чума с ней!.. Дай я тебе борта в гробу поровняю, у тебя некрасиво вышло, точности не видать!..» Герой – молодой человек, юноша, мальчик, в рассказах чувствуется автобиографичность – всегда находится рядом со смертью или смерть рядом с ним. В отличие от любви, которая внутри, смерть овеществлена бесконечными гробами, лишь однажды убитого похоронили в двустворчатом шкафу. Но, когда речь заходит о серьезных вещах, стиль меняется. Говоря о матери, герой словно отрешается от иллюзий: «Всю жизнь нам нечего было сказать друг другу, теперь я узнал – у нее все то же на душе, что и у меня, – может, у всех людей одно и то же, а мы не хотим признаться». Эту устрашающе-честную простоту тоже по большому счету можно считать признаком прошлого века.


Птицы после смерти.
Мастер натюрморта из Хартфорда. Натюрморт с птицами. Перед 1607. Галерея Боргезе, Рим.

Петкевич, хотя и закончил Высшие режиссерские курсы, более известен как художник и писатель. Вот и Юрий Арабов начал свое короткое предисловие к этой книге с живописи, пишет, что Петкевича «ангел поцеловал». И если неврозы автора реализуются в том, что герой словно млеет от невзгод, то рефлексия любви – в текстах, почти равных живописи. «К вечеру на западе облака истончились, солнце так и не пробилось сквозь них, но на крышах будто солому постелили. Случайный луч попал на березу во дворе, – отчетливее на ней затрепетали листочки, и по стенам в комнате побежал теплый ветерок» – рассказ «На радоницу». (У Петкевича именно радоница, с маленькой буквы и через «о».)

Такое использование средств языка, словно оттенков и объемов, – явление по нынешним временам довольно редкое. Это счастливое вековое опоздание словно позволяет нам оглянуться, оценить качество искусства повседневности, характерного для самого начала прошлого века, когда книжная и журнальная графика и текст сливались в единое целое. Оценить в сравнении с обожаемым нами сейчас повседневным искусством.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1104
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1507
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1136
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
942

Другие новости