0
3435
Газета Проза, периодика Интернет-версия

10.12.2015 00:01:00

Сенчин без комплексов

Тэги: проза, роман сенчин, философия, повседневность, масскультура, автобиография


проза, роман сенчин, философия, повседневность, масс-культура, автобиография Сама жизнь делает человека слабым. Фото Екатерины Богдановой

Издательство, выпустившее книгу рассказов Романа Сенчина, не самое известное. Не знаю, почему автор обратился именно туда – возможно, как он сам намекает в книге, рассказы считаются «неформатным» жанром, и потому их сборники плохо идут у издателей. А новое и еще не раскрученное предприятие готово рисковать.

Ключевыми рассказами сборника являются «Настоящий парень» и «Комплекс стандартов» – оба с неожиданными сюжетными поворотами. Фирменный сенчинский прием, когда несколько раз направление событийного ряда резко разворачивается, но не благодаря dues ex machina, а совершенно естественно, реалистично, безо всякой натужности. Несмотря на видимую легкость таких сюжетных ходов, за ними стоит нелегкий труд автора. Сенчин сам жалуется в «Комплексе», как трудно ему дается сочинительство: «Можно сидеть сутками за столом и понимать – пустота».

Сенчин вводит читателя в свою творческую лабораторию, дает возможность заглянуть в психологию писательской работы – как непрерывно он наблюдает за окружающей обстановкой, что, например, поездка на поезде для него не просто переезд, а возможность «посмотреть на людей, послушать, что и как они говорят (в моей профессии это важно), что едят, как одеваются». Профессионализм откладывает свой отпечаток на отношения с коллегами: «У меня были знакомые писатели, служившие в Чечне. О службе, а тем более о боевых действиях, они не рассказывали. Расспрашивать было неудобно, могли подумать, что хочу использовать в работе, воспользоваться их материалом. Они сами писали об этом повести и рассказы».

Но благодаря этому неустанному сенчинскому наблюдению его произведения так разительно отличаются от книг других писателей, которые придумывают или приукрашивают, а у него всегда – реальная жизнь.

Философский разговор (в обоих рассказах), отражающий злобу дня, – тоже фирменная примета Сенчина и тоже не выглядит натужно,  инородным телом, а вплетается в повествование сам собой. В «Настоящем парне» поднимается важная для писателя тема – как жизнь портит людей. «В жизни все слабоваты. Сама жизнь делает человека слабым. Компромиссы, общепринятые ценности, ограничения»…

Там же Сенчин оправдывается – почему постоянно пишет о неудачниках: «И меня постоянно ругают, что у меня герои слабые, плывут по течению. В общем, правильно. Но я ищу сильного героя, крепкого. К каждому человеку приглядываюсь. И… я сейчас сильных имею в виду… и – или животное, зверь, точнее, или притворяется до первого осложнения. Зверей не хочу плодить в литературе. Да и что в них интересного? Шагают по жизни, остальных топчут. Если кто-то дернется – в харю. А те, кто сильными притворяются… Да ну их тоже… Приходится писать о слабых».

книга
Роман Сенчин.
Комплекс стандартов.
– Казань: Ил-Music, 2015.
– 110 c.

Как всегда, у него незаметно подчеркивается роль телевидения, масс-культуры, зомбирующих людей, например в последнем рассказе сборника – «Морская соль». В нем описывается глухая провинция с ее повседневной неторопливой жизнью, где есть место и для своих трагедий – тоже типичный сенчинский ход, когда любовно воссоздается течение незамысловатого бытия во всех его мелочах. Правда, порой писатель перебарщивает с «колёрлокаль» – «накурумникахкызырган». И дальше пишет уж совсем невероятное – про то, как змеи сосут этот самый кызырган (дикую ягоду, «смородину высочайшую» по-русски), поведясь, видимо, на бытующие в тех местах легенды.

Первый и самый большой рассказ – «Барби» – продолжение сенчинской московской саги о незадавшихся жизнях маленьких людей с автобиографическими мотивами: попытки создать музыкальную группу, сочинять прогрессивный рок и осознание полной ненужности этого дела. В Романе Сенчине, таком вроде бы «деревенщике», продолжателе дела Распутина–Астафьева, его любовь к рок-музыке, да еще с попытками самому в ней реализоваться, кажется удивительной. Впрочем, Сенчин больше напоминает Шукшина, который писал о городской жизни не меньше, чем о сельской, пробивался в Москве и тоже не зацикливался на одной лишь литературе. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1114
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1526
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1146
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
954

Другие новости