0
1440
Газета Москва Интернет-версия

14.08.2009 00:00:00

Путь до работы и домой может занять больше суток

Тэги: москва, генплан


москва, генплан Расширением уже существующих проспектов бороться с пробками неэффективно.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Урбанисты предрекают Москве транспортный коллапс, если заявленные мероприятия в генплане до 2025 года будут реализованы. Отмечают и отсутствие серьезной экологической оценки районов города, отсутствие учета столичного статуса города и путаницу в схемах.

В среду в управах города вместе с представителями столичных властей еще раз обсуждался генплан Москвы до 2025 года. Первый этап ознакомления с проектом и обсуждения его жителями завершился еще на прошлой неделе. Теперь документ вместе с поправками жителей и юристов отправится на доработку. В сентябре его еще раз представят на открытое рассмотрение. Неделю назад главный архитектор Москвы Александр Кузьмин встречался с журналистами, чтобы в довольно радужных тонах поведать о демократической процедуре общественных слушаний. Успокаивал, что схемы сложные, советовал взять информацию домой и внимательно разобраться, а потом уже высказать какие-то советы. Особенно тонким было замечание, что житель одного района, конечно, может попросить схему планируемого развития совсем другого, но в целом полные схемы города вывешивать во всех управах не имеет смысла. И именно этот момент в первую очередь привлек экспертов-урбанистов, которые собрались по окончании слушаний высказать свои впечатления относительно документа.

Круглый стол, изначально заявленный как пресс-конференция, собрал в РИА Новости гораздо больше слушателей, чем речь Кузьмина. Дополнительные стулья, казалось, отнимали даже у корреспондентов на их рабочих местах и приносили в зал, где должна была состояться дискуссия.

Практически все эксперты отметили, что документ подготовлен без наиболее важных показателей статистики – экологической. Далеко не каждому москвичу придет в голову на слушаниях обратить внимание на сей факт, его больше заинтересует, будут ли сносить его дом в ближайшие 17 лет. Однако, как оказалось, именно на основании данных о здоровье и смертности людей в тех или иных районах должно базироваться развитие города. Более того, как сказал член президиума экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко, такая статистика собирается и ее вполне можно было запросить. «При таком подходе Москва встает на путь техногенных катастроф, и никакими актуализациями генплана этих проблем не решить, – объяснил координатор Союза общественных экологических организаций Москвы Андрей Маргулев. – Складывается ситуация, сравнимая с историей выпуска ваучеров. Было много рекомендаций, но повезло не всем».

Далее эксперты подметили в документе еще один странный факт – почему-то не учтен столичный статус города. «Москва – единственная столица мира, где в планировании не участвуют федеральные власти. Ведь здесь размещаются все ветви федеральной власти и представительства регионов. Не решены даже подходы-подъезды для президентского кортежа», – с возмущением отметил академик Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Бочаров. Он также остался в недоумении от того, что столичные жители не обращаются к юристам, чтобы те защищали их права, ведь от принятого решения будет зависеть стоимость их собственности. В общем-то о цене недвижимости вспоминал немного ранее и главный архитектор, однако он заострил внимание только на том, что если жители не позволят району развиваться, то их земля будет неинтересна инвесторам и соответственно потеряет в цене по мере износа дома.

Но самой главной нерешенной проблемой экспертами считается отделение города от области и отсутствие понятия «агломерация». И, отталкиваясь от этого факта, обнаруживается еще масса проблем. Первая сложность – невозможность решить в рамках только города транспортной проблемы, сказал ведущий научный сотрудник Государственного центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству России (ЦНИИП градостроительства), эксперт генплана Москвы Александр Стрельников. «Удивительно, но генплан не использует слово «агломерация», решение принимается в рамках границ города, и связи с областью оказываются рассогласованными. Это ярко видно на примере транспорта», – отметил он. Он иронично подметил, что никакие проекты в виде дорожных колец проблем города решить не смогут. «Последнее 128-е московское кольцо пройдет через Кенигсберг, Архангельск, Екатеринбург и наконец-то решит транспортные проблемы Центра, – рассмеялся Стрельников. – Не решит. Дело в том, что стихийно сложилась такая ситуация, что 40% рабочих мест сосредоточено на 6% площади города в его центре. Это вызывает огромные центростремительные потоки, а мы делаем кольца. В предыдущих генплановских разработках была система хорд, но в результате ее забыли. Но при этом площади для предполагаемых хорд застроили домами».

С ним согласен и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Он отметил, что в Первопрестольной дорог меньше, чем в азиатских мегаполисах, где огромный дефицит земли, таких как Гонконг или Сингапур. В Москве улиц в четыре раза меньше, чем в Нью-Йорке, и в три раза меньше, чем Лондоне или Париже. «Сейчас улично-дорожная сеть здесь занимает 8,4% территорий, а по проектировкам генплана она расширится незначительно, всего до 8,7%, что является нарушением макропропорций. В таком городе жить нельзя», – объяснил эксперт. Он также добавил, что в городе мы должны жить в суточном режиме, а иначе он разобьется на изоляционные зоны, и сейчас уже разбивается. Кроме того, по мнению Блинкина, все грандиозные транспортные объекты, которые были построены в столице за последние 15 лет, не улучшили транспортной составляющей. «Я считаю, что необходимо убрать все эти стройки для бессветофорного движения из центра во Внуково или Шереметьево и так далее, – сказал он. – В транспортном смысле строительство таких шоссе ничего не изменит. Давайте обустраивать московские задние дворы (выезды с Люблинского на Волгоградское шоссе, обустройство Щелковского шоссе), которые имеют убогую пропускную способность и нулевую связанность – одна авария случилась, и город заткнулся». Дело в том, что московским дорогам не хватает связанности. «Если превратить улицу Мневники в кусок хайвея, ничего не улучшится. Давайте не будем копать Пушку (имеется в виду планируемое строительство путепровода в районе Пушкинской площади. – «НГ») и уберем эти хайвеи в городе в духе банановых республик», – заключил Блинкин.

Любопытным было замечание начальника отдела Института реконструкции исторических городов, члена экспертного совета Росохранкультуры Татьяны Вайнштейн. Она обнаружила, что в одном и том же месте в районе Кадашевской набережной на разных схемах указаны и охраняемая историческая зона, и первоочередное жилищное строительство, и офисное строительство. Как в беспроигрышной лотерее, когда любой билет выигрышный.

Однако все экспертные мнения ими и останутся, если горожане сами не будут участвовать в обсуждении генплана и требовать обратить внимание на недостатки. Такая возможность еще будет, потому что в сентябре власти еще раз представят схемы для обсуждения. А вот окончательное решение будет принято парламентариями, но уже нового созыва Мосгордумы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1498
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1099
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1257
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1305

Другие новости