0
2761
Газета Интернет-версия

10.04.2002 00:00:00

Бес прецедентов

Тэги: нука, реформа


Сегодня, ретроспективно глядя на события последнего полугодия, трудно отделаться от впечатления, что в России готовилась реформа управления научно-технической сферой. Готовилась, готовилась, готовилась┘ да так и ушла в свисток.

Все началось с очередной смены министра промышленности, науки и технологий России. Бесцветного, ничем себя не проявившего Александра Дондукова на министерском посту сменил вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов. Замена эта вряд ли как-то серьезно отразится на собственно научном направлении деятельности этого министерства-монстра: до науки - после всех проблем с промышленностью в целом, в особенности с промышленностью в системе ВПК России, - руки (и голова) нового министра будут доходить в последнюю очередь.

В лучшие времена, то есть при министре Борисе Салтыкове, Миннауки распределяло примерно 70% денег на науку. Сейчас через Министерство промышленности, науки и технологий РФ проходит не более 12% научного бюджета страны.

Вроде бы этого и добивалась в свое время академическая элита, активно лоббируя снятие "нелюбезного" ей Бориса Салтыкова с министерского поста. Но, как это ни парадоксально звучит, вот уже всегда осторожные в своих высказываниях члены президиума Российской академии наук разоткровенничались. Так, после проведения в январе 2002 года совместного совещания руководителей Минпромнауки и РАН ученый секретарь президиума РАН, академик Николай Платэ заявил: "Объединение науки и промышленности в одном ведомстве, думаю, было ошибкой. Все-таки нужды и устремления исследователей и производственников очень различные. А все разговоры о "сближении лаборатории и конвейера" так и остались разговорами. Рискну предположить, что очень скоро это будет понятно и в правительстве. Я же убежден в том, что нам необходим национальный государственный орган, координирующий научно-исследовательские работы в стране".

Поэтому и неудивительны сделанные в начале 2002 года заявления Ильи Клебанова: "В Минпромнауки появится абсолютно новый мощный инновационный блок. Вообще мне кажется, что нас тогда лучше будет называть Миннаукпромом".

По словам Клебанова, у Минпромнауки нет понятной идеологии работы. С этой точки зрения последовавшее в феврале 2002 года освобождение Ильи Клебанова от обязанностей вице-премьера правительства РФ с сохранением за ним поста министра промышленности, науки и технологий выглядит неким паллиативом. Теперь Илье Иосифовичу предоставлена вроде бы возможность полностью сосредоточиться на реализации задуманной министерской метаморфозы...

А государственной научно-технической политики как не было, в принятом смысле этого слова, так и нет до сих пор. Потому что любая политика (в том числе и научно-техническая) подразумевает в первую очередь управление процессами; у нас же все свелось опять-таки к управлению людьми.

Последнему утверждению вроде бы противоречит факт образования в начале ноября прошлого года Совета по науке и высоким технологиям при президенте РФ (СНиВТ). Но...

В положении о СНиВТ читаем: "Совет при президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям является консультативным органом при президенте Российской Федерации, созданным для информирования главы государства о положении дел в сфере государственной научно-технической политики, обеспечения его взаимодействия с научными организациями и деятелями науки, выработки предложений по определению приоритетных направлений этой политики┘"

Выходит, президент России до сих пор был недостаточно информирован "о положении дел в сфере государственной научно-технической политики"? Но ведь существует правительственная комиссия по научной и инновационной политике, возглавляемая председателем правительства России. То же Минпромнауки, согласно своему штатному расписанию, обязано ежегодно представлять (и представляло) президенту доклад о состоянии научно-технического потенциала России. Кстати, Минпромнауки ответственно и за выработку государственной научно-технической политики, и за формулирование списка приоритетных технологий. Возникает вопрос: как теперь будут разведены функции СНиВТ и Минпромнауки? Учитывая, что в составе Совета по науке и высоким технологиям - исключительно действительные члены и члены-корреспонденты РАН, "разбавленные" несколькими фамилиями действительных членов Российской академии медицинских наук, вряд ли можно говорить, что президенту РФ будет представляться вполне адекватная картина состояния научно-технической сферы в стране.

Между тем, как нам стало известно, в правительственные и президентские структуры давно уже поступали аналитические записки, основной лейтмотив которых - создание специальной правительственной комиссии. Во главе - человек, наделенный серьезными полномочиями, на уровне вице-премьерских; он полностью отвечает за формирование бюджета на науку, за приоритеты государственной научно-технической политики, за выработку государственных научно-технических программ.

В феврале 2001 года, комментируя по нашей просьбе еще только слухи о создании СНиВТ, Борис Салтыков высказал вполне здравую мысль: "На мой взгляд, такой совет может быть политическим консультативным органом в научно-технической сфере. Он не должен подменять правительство, Минпромнауки и вмешиваться, например, в бюджетный процесс. В противном случае, чтобы не создавать ситуацию двоевластия, надо идти до конца и строить полноценную президентскую модель управления".

Наблюдатели сразу отметили тот факт, что заместителем председателя совета назначен был президент РАН Юрий Осипов (председатель - Владимир Путин). Причем указ о создании СНиВТ был опубликован буквально накануне октябрьского, прошлого года, общего собрания РАН, на котором, как и ожидалось, Юрий Сергеевич Осипов без особых осложнений был избран на свой третий президентский срок.

Встреча президента Владимира Путина с новым составом президиума РАН 3 декабря 2001 года стала своеобразным продолжением общего собрания РАН, которое состоялось за две недели до этого.

Судя по всему, Владимир Путин захотел еще раз расставить акценты в том, как ему видится взаимоотношения государства с крупнейшей в мире научной организацией. "В конечном итоге наша общая цель - "развернуть" академию лицом к государству и обществу, сделать ее более эффективно функционирующей. Ведь воспроизводство самой себя не есть базовая цель РАН. Главное, как и в любом другом деле, это конечный продукт. РАН не просто важнейший атрибут государственности. Ее ресурс должен работать прежде всего на успех страны", - подчеркнул Владимир Путин.

Вот тут-то и возникает вопрос, на который так и не был дан ответ во время осенне-весенней волны научно-бюрократической активности в России: как превратить прогресс науки в научно-технический прогресс? Последние надежды получить внятный ответ испарились 20 марта 2002 года. В этот день прошло совместное заседание Совета безопасности РФ, президиума Госсовета и Совета по науке и высоким технологиям при президенте РФ. Участники заседания рассматривали документ, который называется "Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".

Насколько можно судить по опубликованным откликам, участников заседания больше всего возбудил и вдохновил уровень мероприятия. Например, академик Николай Лаверов в интервью информационной службе "Страна.ru" заявил, что "за последние 15-20 лет впервые на таком уровне рассматривается вопрос о развитии науки. Это беспрецедентная ситуация".

Что касается "такого уровня": не далее как 21 июня прошлого года состаялось пленарное заседание научного совета при Совете безопасности РФ. На повестку дня был вынесен вопрос о направлениях государственной политики и неотложных мерах по развитию научного потенциала Российской Федерации на период до 2010 года. Было и специальное заседание правительства РФ, посвященное проблемам развития науки. В нем участвовали едва ли не все те же самые люди, что и в мартовском заседании СБ РФ. Так что непонятно: почему заседание, в котором участвует структура, не предусмотренная пока Конституцией России (Госсовет), и еще толком даже не определившийся в своих полномочиях консультативный орган при президенте РФ (Совет по науке и высоким технологиям), считается беспрецедентным?

Еще одно характерное признание академика Лаверова: "Академия наук к этому документу ("Основы┘") относится очень ответственно, мы практически каждую строчку в нем проанализировали и полагаем, что это важнейший политический документ, который определяет по крайней мере на 10-15 лет развитие фундаментальной науки и прикладных исследований для их перевода на инновационный путь развития". Приводимая ниже таблица позволяет сравнить по крайней мере три подобных "важнейших политических документа" за последние шесть лет. И тут, как видим, ничего беспрецедентного.

"Доктрина развития российской науки", принята указом президента РФ от 13 июня 1996 г.

"Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 гг.", утверждена решением правительства РФ от 18 мая 1998 г.

"Основы политики РФ в области развития науки и технологий напериод до 2010 года и дальнейшую перспективу", одобрена на заседании СБ РФ и президиума Госсовета 20 марта 2002 г.

Важнейшими принципами государственной научной политики являются <┘> стимулирование развития фундаментальных научных исследований;

┘следует сделать особый акцент на государственную поддержку фундаментальных и поисковых исследований.

Основными направлениями политики государства в области развития науки и технологий являются <┘> развитие фундаментальной науки┘

┘сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;

Существование научных школ <┘> является уникальной особенностью российской науки┘ они должны стать самостоятельным объектом кадровой политики.

┘сохранение и поддержка научных и технологических школ, обеспечение преемственности научных знаний;

┘выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3% его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран;

┘необходимо уже в 1999 г. выйти на предусмотренный Федеральным законом "О науке┘" уровень государственного финансирования научно-технической сферы в размере не менее 4% от расходной части федерального бюджета. <┘> В дальнейшем, по мере развития экономики, следует довести долю расходов на науку в ВВП до уровня развитых стран.

┘доведение к 2010 году доли затрат федерального бюджета на финансирование научных исследований и технологических разработок гражданского назначения до 4% от его расходной части;

┘обеспечение множественности источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет активной поддержки целевых государственных фондов;

Для прикладной науки исключительно важное значение имеют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР <┘> необходимо принять меры по их устойчивому формированию.

Совершенствование государственного управления развитием науки и технологий предусматривает <┘> развитие бюджетных и внебюджетных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, включая государственные научные фонды;

┘развитие конкурсных начал в распределении средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств.

Следует обеспечить максимально возможную степень объективности при проведении конкурсных отборов проектов в фондах путем привлечения компетентных и независимых экспертов, их периодическую ротацию, совершенствование методики экспертизы.

┘совершенствование финансирования государственных научных учреждений, включая расширение масштабов перехода государственного сектора науки и высоких технологий к конкурсному и адресному финансированию научных исследований и экспериментальных разработок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1000
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1357
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1030
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
858

Другие новости