Газета Интернет-версия

26.06.2013 00:01:00

Микроорганизмы нашли способ «переваривать» даже минералы

Тэги: биология, бактерии

биология, бактерии Cвойство морских бактерий – активно взаимодействовать с минералами – можно использовать для уничтожения огромных нефтяных пятен. Фото Reuters

Вскоре на прилавках могут появиться микроскопические «био-батареи», источником которых будут самые распространенные во всех водоемах – от Амазонки до Балтийского моря – бактерии shewanella oneidensis. Сообщение о результатах совместных исследований американских и британских ученых опубликовано в последнем номере американского журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые, занимающиеся проблемами экологии озер и морей, давно заметили, что сообщество упомянутых бактерий оказывает решающее влияние на изменение уровня и состояния минералов на водной поверхности, нередко меняя даже цвет водного покрова. Но никто до этого не интересовался механизмом воздействия бактерий на эти процессы. И вот теперь биологи выяснили, что бактерии обладают электрическим зарядом. Они как бы являются источниками энергии – мини-генераторами, способными взаимодействовать с различными минералами, обильно присутствующими во всех водных бассейнах.

«Это был финальный аккорд наших длительных исследований совместно с американскими коллегами Pacific Northwest National Laboratory из Вашингтона, – заявил руководитель проекта, доктор Том Кларк из Биологического научного центра Университета Восточной Англии (UEA). – В качестве опытного образца мы использовали бактерии shewanella oneidensis, взятые из озера в окрестностях Нью-Йорка. Чтобы понять механизм взаимодействия бактерий с водными минералами, сначала мы совместно с американцами сделали искусственную синтетическую копию бактерии, запустив ее в окружающую минеральную среду. Так мы стали свидетелями того, что организм бактерии генерирует электрический заряд и вступает в контакт с минералами, оказывая на них воздействие, способное изменить их химический состав».

Поняв суть столь необычного явления, ученые могут использовать этот простейший источник электроэнергии природного характера, пусть даже очень маломощный, для проникновения в чрезвычайно враждебные среды окружающего нас пространства.

Можно ли использовать это свойство морских бактерий – активно взаимодействовать с минералами (короче говоря, «съедать» их) – для относительно быстрого уничтожения огромных нефтяных пятен, которые все чаще появляются на океанских просторах? В 2011–2012 годах ученые Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН провели ряд научных экспедиций в акватории Карского моря, где наряду с исследованиями экологического характера занимались изучением жизни бактерий на различных глубинах моря. Именно в этом районе «Роснефть» уже зарезервировала для эксплуатации на шельфе несколько крупных источников нефти.
«Если не дай бог произойдет аварийный разлив нефти в этом регионе, смогут ли бактерии холодных вод Арктики «проглотить» и уничтожить нефтяные пятна с такой же скоростью, как это произошло в теплом Мексиканском заливе?» – поинтересовался я у руководителя экспедиции Института океанологии, доктора биологических наук Михаила Флинта. «Да, скорее всего так. Но все это будет происходить гораздо медленнее, – ответил ученый. – Если нефть попадет под ледяной покров, то по течению может оказаться и на берегах других арктических стран, что угрожает огромными штрафами».

Вспомним, только при аварии на нефтяной скважине «Бритиш петролеум» в Мексиканском заливе было выброшено в окружающую среду миллионы тонн нефти. К счастью, открытый океан (возможно, отчасти благодаря содействию бактерий) сравнительно быстро «проглотил» это огромное пятно.

В российской печати активно муссируется вопрос о необходимости начать освоение источников нефти и газа на континентальном шельфе шести арктических морей, причем в сотрудничестве с иностранными транснациональными корпорациями. Это вызывает определенную тревогу и озабоченность общественности и экологов, учитывая уникальность арктического ландшафта.
Директор Института океанологии РАН, академик Роберт Нигматулин убежден, что Арктика – это наше будущее, ее огромные богатства мы должны беречь для будущих поколений россиян и ни в коем случае не нужно торопиться с непродуманными проектами, как это случилось со Штокманским месторождением газоконденсатов. Тем более пока нигде в мире нет надежных технологий освоения арктического континентального шельфа с твердой гарантией сохранения очень сложной и чувствительной экологии этого огромного пространства.