Газета Интернет-версия

14.05.2014 00:01:00

Ферменты и кокаин

Тэги: биология, наркотики, медицина, наркомания

биология, наркотики, медицина, наркомания Синапсы – точки разных цветов, возбуждающие и тормозящие. Фото Physorg

Первая мировая война, столетие начала которой отмечается в этом году, привела помимо всего прочего и к появлению огромного числа кокаинистов. Специалисты известного немецкого химического концерна, производившего динамит, синтезировали из двух молекул морфия значительно более сильный наркотик – героин, которым врачи, например Зигмунд Фрейд, пытались лечить зависимость от заокеанского кокаина. Между двумя мировыми войнами в США активно рекламировались детские глазные капли «на кокаине»!

Сегодня ученые пытаются понять, в чем же сила наркотиков, употребление которых вызывает стойкую зависимость и разрушение личности. Специалисты Цюрихского университета с помощью функционального магнитно-резонансного томографа (фМРТ) выяснили, что употребление кокаина резко снижает активность нервных клеток среднего отдела орбито-лобной коры (medial orbitofrontal). В силу этого кокаинисты теряют интерес к социальным взаимодействиям, о чем исследователи сообщили на страницах журнала «Труды АН США» (PNAS). «Люди, употребляющие кокаин, воспринимают социальный «обмен» как менее позитивную и вознаграждающую активность, особенно по сравнению с людьми, не являющимися пользователями этого стимулянта», – пишут авторы.

В PNAS же опубликована и статья молекулярных биологов нью-йоркской медшколы Маунт-Синай, которые еще три года назад писали в том же журнале о том, что кокаин весьма грубо меняет динамику хроматина, то есть структуру хромосом в нейронах знаменитого «прилежащего ядра» (Nucleus Accumbens – NA). Последнее считается главным центром удовольствия и вознаграждения, ради получения которых люди готовы на многое. Новая работа той же группы проясняет и детализирует результаты более раннего исследования. Ученые выявили чрезвычайно активный фермент, который ранее привлекал внимание онкологов и не рассматривался нейробиологами. Именно этот «раковый» фермент аномально стимулирует гены клеток NA у кокаинистов.

Одним из самых «уязвимых» оказался ген с интересным названием – Sidekick («Удар в бок»), который кодирует белок межклеточного «слипания», то есть нейронных контактов-синапсов. Для доказательства своей правоты авторы увеличили активность гена в клетках NA.

В результате ученые получили у мышей значительную предрасположенность к кокаину (получение удовольствия от наркотика). Под микроскопом исследователи увидели существенное изменение структуры синапсов. Авторы полагают, что тем самым им удалось найти две многообещающие цели для будущих лекарств, которые еще предстоит синтезировать молекулярным фармакологам.

А пока врачам приходится возлагать надежды на замещающие терапии, используемые для купирования ломки у людей, подсевших на каннабис. Врачи госпиталей Сиднейского университета и Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее решили применить для лечения таких людей набоксимолы. Это смесь активных веществ (каннабинола и каннабидиола), получаемых при экстракции из марихуаны. Данная смесь применяется для поддержания состояния людей, страдающих рассеянным склерозом.

Применение этого препарата нормализовало у пользователей марихуаны сон и аппетит, физическую форму и общее состояние, снизив уровень беспокойного поведения. Австралийские ученые сообщили о своем успехе на страницах психиатрического приложения к журналу Американской медассоциации (JAMA Psychiatry).

Остается надеяться, что в не таком уж и далеком времени врачи и наркологи получат в свое распоряжение действенные и безопасные средства для лечения наркоманов и зависимых людей. В свою очередь, нейробиологи и онкологи смогут глубже понять природу нейродегенеративных и злокачественных заболеваний.