0
2457
Газета Печатная версия

10.02.2016 00:01:00

Российские вузы интересны жителям Центральной Азии

Образовательное пространство СНГ не имеет конкурентных преимуществ перед Евросоюзом и США

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник РАНХиГС.

Тэги: образование, вуз, снг


образование, вуз, снг На сегодняшний день Россия – региональный центр академической мобильности для граждан из стран Содружества Независимых Государств. Фото Виктора Борисова/PhotoXPress.ru

В 2016 году исполняется 25 лет со дня создания Содружества Независимых Государств. В то же время в СНГ 2016 год объявлен Годом образования в соответствии с решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств. Каким же стало образование на пространстве СНГ спустя 25 лет после распада Советского Союза и прекращения существования советской системы образования?

Индекс уровня образования в странах СНГ (Education Index), комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), – это один из ключевых показателей социального развития. Он используется для расчета индекса человеческого развития (Human Development Index) в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека (табл. 1). Education Index измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования ее населения по двум основным показателям: индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса) и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование (1/3 веса).

Расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития, поскольку свидетельствует о месте образования в обществе и государственной образовательной политике. Самый высокий показатель в 2014 году зафиксирован в Республике Молдова и самый низкий – в Республике Казахстан (табл. 2).

В соответствии с соглашением о сотрудничестве в области образования СНГ государства-участники гарантируют всем лицам, проживающим на их территории, равные права на образование и его доступность независимо от национальной принадлежности или иных различий. Лица, постоянно проживающие на территории одного из государств-участников и имеющие гражданство другого государства-участника, получают образование на всех уровнях, а также ученые степени и звания на условиях, установленных для граждан государства-участника, на территории которого они постоянно проживают.

Вместе с тем, по данным исследования «Интеграционный барометр ЕАБР», реализованного совместными усилиями Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и международного исследовательского агентства «Евразийский монитор», прослеживается явное снижение интереса к образованию в СНГ. Причем это не связано с экономической ситуацией.

В целом образовательное пространство Содружества не имеет особенных конкурентных преимуществ перед Евросоюзом и США. По результатам исследования 2015 года страны Евросоюза как предпочтительные в плане получения образования чаще других назывались респондентами из Армении (43%), Украины и Молдовы (38%). Причем в Армении и Молдове произошел рост в сравнении с прошлым годом. Наиболее популярными странами ЕС в ответах были Великобритания, Германия, Франция, Италия. А «российское образование представляется конкурентоспособным только для жителей Центрально-Азиатского региона».

На сегодняшний день Россия – региональный центр академической мобильности для граждан из стран Содружества Независимых Государств. Абитуриенты из стран Содружества представляют существенную группу иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Российские филиалы в странах СНГ продолжают открываться и привлекать на обучение иностранных студентов. В 2013/14 учебном году, по данным официальной статистики, в российских вузах обучались 78 318 граждан стран СНГ.

В основном по всем странам из года в год идет увеличение количества студентов этих стран, обучающихся в Российской Федерации. Только по четырем странам был отмечен некоторый спад по количеству студентов – это Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Молдова (2011/12 учебный год в сравнении с 2012/13 учебным годом) и Украина (2010/11 учебный год в сравнении с 2011/12 учебным годом). При этом лидирующую позицию по обучению своих граждан в российских образовательных учреждениях удерживает Республика Казахстан, затем идет Туркменистан и на третьем месте – Республика Таджикистан, на последнем месте – Республика Армения.

Последние 15 лет на единое (общее) пространство СНГ существенное влияние оказывают Болонский процесс и реформы, происходящие в европейском пространстве высшего образования. Для государств – участников СНГ, подписавших Болонскую декларацию: Азербайджанской Республики (2005), Республики Армения (2005), Республики Казахстан (2010), Республики Молдова (2005), Российской Федерации (2003), Украины (2005), Республики Беларусь (2015) реформирование образования стало частью исполнения обязательств стран – участниц Болонского процесса. Их национальные системы высшего и послевузовского образования в течение короткого времени были выстроены в европейских рамках, что нашло отражение в национальных образовательных законодательствах. Но специфика по каждой стране все равно сохраняется.

В других странах Содружества, не вошедших в Болонский процесс, развитие высшего и послевузовского образования также находится под влиянием европейских тенденций, хотя реформы идут медленнее. Можно с уверенностью предположить, что и в дальнейшем европейские реформы высшего образования будут иметь приоритетное значение для стран Содружества. Именно этот фактор будет оказывать огромное влияние на законодательную базу межгосударственного сотрудничества в области в СНГ с учетом того, что 7 из 10 стран Содружества – участницы Болонской декларации. Можно даже предположить, что единое общее пространство СНГ будет со временем руководствоваться Болонскими принципами.  

Untitled-1.jpg


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московская область модернизирует систему колледжей

Московская область модернизирует систему колледжей

Георгий Соловьев

Регион выстраивает государственно-частное партнерство с бизнесом в образовании

0
629
Кудрин признал недоработки в пенсионной реформе

Кудрин признал недоработки в пенсионной реформе

Анастасия Башкатова

Счетная палата демонстрирует разрешенное своеволие

0
1883
«Чиновники не должны играть на поле монополий»

«Чиновники не должны играть на поле монополий»

Анна Макарова

Участники круглого стола, обсудившие реализацию нацпроекта «Образование», критически высказались по поводу сокращения федерального перечня учебников

0
401
Информатику предлагают ввести в стандарт дошкольного образования

Информатику предлагают ввести в стандарт дошкольного образования

0
574

Другие новости

Загрузка...
24smi.org