0
2373
Газета Печатная версия

10.02.2016 00:01:00

Российские вузы интересны жителям Центральной Азии

Образовательное пространство СНГ не имеет конкурентных преимуществ перед Евросоюзом и США

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник РАНХиГС.

Тэги: образование, вуз, снг


образование, вуз, снг На сегодняшний день Россия – региональный центр академической мобильности для граждан из стран Содружества Независимых Государств. Фото Виктора Борисова/PhotoXPress.ru

В 2016 году исполняется 25 лет со дня создания Содружества Независимых Государств. В то же время в СНГ 2016 год объявлен Годом образования в соответствии с решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств. Каким же стало образование на пространстве СНГ спустя 25 лет после распада Советского Союза и прекращения существования советской системы образования?

Индекс уровня образования в странах СНГ (Education Index), комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), – это один из ключевых показателей социального развития. Он используется для расчета индекса человеческого развития (Human Development Index) в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека (табл. 1). Education Index измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования ее населения по двум основным показателям: индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса) и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование (1/3 веса).

Расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития, поскольку свидетельствует о месте образования в обществе и государственной образовательной политике. Самый высокий показатель в 2014 году зафиксирован в Республике Молдова и самый низкий – в Республике Казахстан (табл. 2).

В соответствии с соглашением о сотрудничестве в области образования СНГ государства-участники гарантируют всем лицам, проживающим на их территории, равные права на образование и его доступность независимо от национальной принадлежности или иных различий. Лица, постоянно проживающие на территории одного из государств-участников и имеющие гражданство другого государства-участника, получают образование на всех уровнях, а также ученые степени и звания на условиях, установленных для граждан государства-участника, на территории которого они постоянно проживают.

Вместе с тем, по данным исследования «Интеграционный барометр ЕАБР», реализованного совместными усилиями Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и международного исследовательского агентства «Евразийский монитор», прослеживается явное снижение интереса к образованию в СНГ. Причем это не связано с экономической ситуацией.

В целом образовательное пространство Содружества не имеет особенных конкурентных преимуществ перед Евросоюзом и США. По результатам исследования 2015 года страны Евросоюза как предпочтительные в плане получения образования чаще других назывались респондентами из Армении (43%), Украины и Молдовы (38%). Причем в Армении и Молдове произошел рост в сравнении с прошлым годом. Наиболее популярными странами ЕС в ответах были Великобритания, Германия, Франция, Италия. А «российское образование представляется конкурентоспособным только для жителей Центрально-Азиатского региона».

На сегодняшний день Россия – региональный центр академической мобильности для граждан из стран Содружества Независимых Государств. Абитуриенты из стран Содружества представляют существенную группу иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Российские филиалы в странах СНГ продолжают открываться и привлекать на обучение иностранных студентов. В 2013/14 учебном году, по данным официальной статистики, в российских вузах обучались 78 318 граждан стран СНГ.

В основном по всем странам из года в год идет увеличение количества студентов этих стран, обучающихся в Российской Федерации. Только по четырем странам был отмечен некоторый спад по количеству студентов – это Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Молдова (2011/12 учебный год в сравнении с 2012/13 учебным годом) и Украина (2010/11 учебный год в сравнении с 2011/12 учебным годом). При этом лидирующую позицию по обучению своих граждан в российских образовательных учреждениях удерживает Республика Казахстан, затем идет Туркменистан и на третьем месте – Республика Таджикистан, на последнем месте – Республика Армения.

Последние 15 лет на единое (общее) пространство СНГ существенное влияние оказывают Болонский процесс и реформы, происходящие в европейском пространстве высшего образования. Для государств – участников СНГ, подписавших Болонскую декларацию: Азербайджанской Республики (2005), Республики Армения (2005), Республики Казахстан (2010), Республики Молдова (2005), Российской Федерации (2003), Украины (2005), Республики Беларусь (2015) реформирование образования стало частью исполнения обязательств стран – участниц Болонского процесса. Их национальные системы высшего и послевузовского образования в течение короткого времени были выстроены в европейских рамках, что нашло отражение в национальных образовательных законодательствах. Но специфика по каждой стране все равно сохраняется.

В других странах Содружества, не вошедших в Болонский процесс, развитие высшего и послевузовского образования также находится под влиянием европейских тенденций, хотя реформы идут медленнее. Можно с уверенностью предположить, что и в дальнейшем европейские реформы высшего образования будут иметь приоритетное значение для стран Содружества. Именно этот фактор будет оказывать огромное влияние на законодательную базу межгосударственного сотрудничества в области в СНГ с учетом того, что 7 из 10 стран Содружества – участницы Болонской декларации. Можно даже предположить, что единое общее пространство СНГ будет со временем руководствоваться Болонскими принципами.  

Untitled-1.jpg


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В парламенте Латвии поддержали запрет на обучение на русском языке в частных вузах и колледжах

В парламенте Латвии поддержали запрет на обучение на русском языке в частных вузах и колледжах

0
610
Гибкие навыки – запрос на самореализацию

Гибкие навыки – запрос на самореализацию

Яна Рождественская

Во время каникул можно не только развлекаться, но и учиться – детям и взрослым

1
1260
Мобильность кормит студентов

Мобильность кормит студентов

Наталья Савицкая

Молодой ученый должен много путешествовать и много зарабатывать

0
1038
Языковое многообразие в школах России сохранится

Языковое многообразие в школах России сохранится

Михаил Солопов

Вызвавший громкие дискуссии законопроект скорректирован с учетом критических замечаний экспертов и родителей

0
1503

Другие новости

Загрузка...
24smi.org