0
4807
Газета Интернет-версия

27.09.2017 00:01:00

Монстры пятого океана

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Автор благодарит профессора А.А. Венгерова за предоставленные оригиналы иллюстративных материалов.

Тэги: футорология, философия, авиация, воздухоплавание, техника


Рис. 1
Рис. 1

В 1974 году один из авторов сборника статей ведущих советских ученых «Заглянем в будущее», профессор А.И. Китайгородский, ставил под сомнение содержательность самого термина «футурология»: «…Строго говоря, такой науки не существует, ибо уверенные прогнозы способен делать лишь узкий специалист в своей области». Подобная уверенность базировалась на твердом фундаменте методологии: «Любой прогноз – это в первую очередь процесс экстраполяции, базирующийся на компетентных и хладнокровных оценках того, что было в прошлом, и того, чем мы располагаем в настоящем».

И действительно, в СССР футурологию отождествляли в лучшем случае с научной фантастикой (science fiction). «В начале 60-х этот термин получил распространение на Западе в смысле «истории будущего», «науки о будущем», призванной монополизировать прогностические (предсказательные) функции существующих научных дисциплин», – отмечали авторы статьи «Футурология» в «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1989). Итак, экстраполяция...

И все же до сих пор в качестве методики проектирования будущего чаще всего применяется все та же классическая экстраполяция: берем за основу современные тенденции и проецируем их на будущее, преувеличивая их масштаб. «Результат ее применения, – пишет обозреватель Financial Times Джон Кэй в статье «Невозможные прогнозы», – переоценка последствий краткосрочных тенденций и недооценка масштабов и природы долгосрочных изменений. Мало кто из нас способен представить себе картину будущего, радикально отличающегося от настоящего. А вот нарисовать мир, в котором все тенденции лишь продолжают нынешние, – это легко».

Прекрасной иллюстрацией к сказанному может служить эволюция такого технического объекта, как воздушный шар. По существу, это – первое техническое устройство, которое еще с незапамятных времен показывало человеку по крайней мере потенциальную возможность летать, как птица, двигаться в пятом океане.

Да что там – пятый океан, небо… Автор цветной литографии, опубликованной в 1836 году, отправил на воздушном шаре (вернее – на целой системе воздушных шаров) целую делегацию на Луну! В качестве движителя – нечто вроде аналога весел или крыльев (а может быть, и плавников) (рис. 1). «Неспешно двигаясь в струях прозрачного воздуха…»

Не менее впечатляет и «Проект новой летательной машины», опубликованный в одном из номеров русского журнала «Всемирная иллюстрация» за 1878 год (рис. 2). Как отмечается в небольшой заметке, сопровождающей эту гравюру, проект принадлежит некоему английскому изобретателю. Тут же дается краткое описание: «…для успешного осуществления проекта всякой летательной машины необходимо дать человеческому телу точку опоры в воздухе, чтобы оно поднималось, так сказать, само собою и мускульная сила сберегалась бы для управления снарядом и движения вперед». Для этого в проекте хитроумного жителя Туманного Альбиона предусматривалось: «1) шар в виде подушки, наполненный газом в достаточном количестве, для того чтобы служить противовесом тяжести человеческого тела, ни больше, ни меньше; 2) пара крыльев, приводимых в движение крепкими пружинами и сделанных из самой легкой материи, какая только может быть употреблена не в ущерб необходимой плотности; лучше всего было бы взять крепкую шелковую ткань и натянуть ее на пружины из тонкой стали, как на зонтиках; концы этих распорок привязываются к пяткам, и таким образом крылья приводятся в движение ногами… Наконец, для управления движением к снаряду приделывается руль или хвост, также из легкого, но плотного материала, например из папье-маше».

Как мы видим, перед нами как раз то, к чему призывал профессор Китайгородский – экстраполяция, то есть «прогноз… базирующийся на компетентных и хладнокровных оценках того, что было в прошлом, и того, чем мы располагаем в настоящем». Крепкая шелковая ткань, пружины из тонкой стали, папье-маше – это чем располагали изобретатели в конце XIX века. Исходя из этого и экстраполировали. Иногда это могло воплотиться и в реальные проекты.

На рис. 3 представлена гравюра еще из одного номера «Всемирной иллюстрации» за 1878 год – «Воздухоплавательная машина профессора Ритчелла». Важно, что эта гравюра сделана с фотографии (фотограф Лаптев, гравировал П. Диамантовский). То есть этот аппарат все-таки летал.

До начала эры авиации оставалась ровно четверть века, 25 лет. А буквально накануне, в 1898 году, в санкт-петербургском издательстве товарищества «Общественная польза» выходит небольшая переводная книжечка в 120 страниц – «Будущее человечество (3000-й год). Социальная фантазия профессора Паоло Мантегацца».

Паоло Мантегацца (1831–1910) – итальянский врач и гигиенист. Он выпустил и несколько научно-популярных книг: «Физиология удовольствия», «Физиология любви», «Физиология боли», «Гигиена любви», весьма популярных у читателей. В 1897 году издал научно-фантастический и футуристический роман «L'Anno 3000» (в русском переводе – «Будущее человечество. 3000 год»). Фабула простая: молодые люди, Паоло и Мария, совершают трансконтинентальное путешествие, чтобы «представиться биологическому сенату, на обязанности которого, как высшей научной инстанции, лежало решить вопрос: имеют ли право Паоло и Мария давать жизнь другим?». Их перелет проходит на «большом аэростате, предназначенном для дальних путешествий» (рис. 4). В книжке есть несколько любопытных иллюстраций. Одна из них – тот самый «большой аэростат». Вот как Мантегацца описывает этот аппарат:

«Это был электрический аэростат, внутри которого стояло два покойных кресла, превращавшихся с помощью пружины в удобные кровати. Здесь же висел компас, стоял столик и лежал четырехугольник с тремя надписями: движение, тепло, свет. Аэростат делал до 150 верст в час. Путешественники нажатием той или другой кнопки получали свет и желаемую температуру. Небольшой электрический аппарат освещал внутренность снаряда и приводил его в движение. В стенках аэростата хранился запас провизии дней на десять… В маленьком погребке лежали три эликсира – для возбуждения деятельности мозга, чувства любви и физической энергии. В машинистах и слугах не представлялось никакой надобности, так как все легко могли делать сами путешественники. По компасу и другим инструментам можно было следить за движением аэростата и количеством пройденных верст, а также и за направлением ветра. Паоло и Мария взяли с собой в дорогу несколько книг, в числе которых была и книга «3000 год», написанная одним медиком, старавшимся предсказать, что будет с человечеством десять столетий спустя».

В общем, еще один пример технологического прогноза, основанного на методе экстраполяции. Можно заметить, что если на «коротком шаге» этот метод еще более или менее работает, то при долгосрочном прогнозе – тем более как у Мантегацци, на десять столетий вперед, – он просто неадекватен.

Вспомним еще раз, что говорил Джон Кэй: «…нарисовать мир, в котором все тенденции лишь продолжают нынешние, – это легко». Именно из этого и исходили, судя по всему, авторы «Фантастического проекта гигантского воздушного судна», изображение которого приводил журнал «Природа и люди» (№ 9, 1912), а мы воспроизводим на рис. 5. «По принципу – это совмещение дирижабля с аэропланом, – отмечается в расширенной подписи под этой иллюстрацией в журнале. – В корпусе судна, помимо помещений для пассажиров, имеются баллоны с легким газом (например, водородом), а трехъярусные поверхности по бокам корпуса играют роль крыльев аэроплана. Ряды круговых изображений между последними поверхностями представляют сферы вращения пропеллеров (винтов), которые приводят в движение всю систему».

Экстраполяция – это медленное, виток за витком, поднятие по спирали. А может быть, даже по спиральному конусу. Но никак не прозрение будущего. В нашем случае вершиной этого конуса можно считать два изображения – рис. 6 и 7.

На первом зафиксирован пролет гигантского цеппелина над Берлином в 1930 году. А первый в мире металлический дирижабль оторвался от земли 2 июля 1900 года. Построил его немецкий конструктор граф Фердинанд фон Цеппелин. Продержавшись в воздухе 17 минут, дирижабль упал в Боденское озеро. Однако уже в 1906 году дирижабли вызовут интерес у военных, и при финансовой поддержке короля Вильгельма II граф Цеппелин возобновит свою работу. Первый супердирижабль «Граф Цеппелин» – объем 105 тыс. куб. м, длина 236 м – совершит десятки рейсов над Европой и облетит вокруг света всего лишь с четырьмя остановками.

Имперский размах был не чужд и молодой еще Советской республике. В 1934 году проходил XVII съезд ВКП(б) – будущей КПСС. В историю он вошел под названием «съезд победителей». Специально для делегатов съезда был выпущен набор карт-максимумов (почтовых карточек с оригинальной маркой, соответствующей тематике открытки и с гашением «Съездовская. XVII партсъезд. Москва. 25.1.1934»). На обороте карточки – призыв. Например, такой: «Боевая задача трудящихся СССР – догнать и перегнать капиталистические государства и в области дирижаблестроения». Все к этому и шло. В 1932 году было создано мощное предприятие «Дирижаблестрой»; план на три года предусматривал строительство 450 дирижаблей. Научным руководителем был приглашен знаменитый итальянец Умберто Нобиле… Из 1956 делегатов XVII съезда к 1937–1939 году 1108 будут арестованы по обвинению в контрреволюционных преступлениях (56,6%). Из 139 человек – кандидатов и членов ЦК ВКП(б), 97 будут уничтожены, 5 покончат жизнь самоубийством и один, С.М. Киров, будет убит в результате покушения.

Этого в 1934 году никто не предсказал, никто не предвидел. А ведь был знак… По какой-то изощренной иронии судьбы во время работы съезда, 31 января, делегатам было оглашено сообщение о гибели стратостата «Осоавиахим-1».

А завершится эпоха дирижаблей в 1937 году, когда при посадке в американском Лэйкхерсте сгорел, взорвавшись, немецкий пассажирский дирижабль «Гинденбург». К этому моменту огромный лайнер с 25 каютами, ресторанами, салонами и библиотекой на борту налетал около 3 млн км.

И никакая экстраполяция не смогла спрогнозировать столь быстрое, почти мгновенное «вымирание» монстров пятого океана.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
503
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
626
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
532
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
436

Другие новости