0
1580
Газета Интернет-версия

21.12.2000 00:00:00

Звукоизоляция


Страшный удел для композитора - быть неуслышанным, неисполняемым. Жить и творить в стране, не способной на отклик. Сочинять в стол, зная, что написанное, быть может, никогда не зазвучит. Год за годом видеть, как умирает классическая музыка.

Судьба Галины Уствольской, талантливейшего петербургского композитора, сложилась именно так. Родившаяся в далеком 1919-м, она испытала на себе все тяготы Гражданской войны. Годы сталинского террора пришлись на раннюю юность. Уствольская училась тогда в Ленинградском хоровом училище. Позже, в 1940-м, она была принята в Ленинградскую консерваторию, в класс композиции Дмитрия Шостаковича. Все разрушила начавшаяся война. Галина Ивановна вместе с семьей была вынуждена эвакуироваться в Ташкент и надолго расстаться с любимым городом.

Окончив консерваторию в 1947 году, Уствольская стала членом Союза композиторов (кишевший интригами особняк на улице Герцена, 45, она всегда старалась обходить стороной). Поступив в аспирантуру, стала преподавать. С 1948-го Галина Ивановна вела уроки композиции в Ленинградском музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова. Впрочем, эта ее деятельность диктовалась вовсе не желанием поделиться своим мастерством с пятнадцатилетними подростками. Уствольской попросту надо было хоть как-то жить. Заниматься педагогической работой заставила всегдашняя бедность ("В музыкальном училище я проработала долго, - вспоминала Уствольская, - около тридцати лет, но преподавала только для того, чтобы прокормиться┘").

Поначалу музыка Галины Уствольской еще исполнялась. Некоторые из ранних сочинений имели определенный успех: скажем, былина "Сон Степана Разина" для баса с оркестром (1948) даже открывала несколько сезонов в Большом зале Ленинградской филармонии. Но уже с начала 50-х Уствольскую стали потихоньку забывать, произведения ее звучали в концертных залах все реже и реже. Практически все ее сочинения ждали издания и исполнения двадцать и более лет. Увы, немалую роль в этом сыграл учитель Уствольской - прославленный ленинградец Шостакович. Фактически именно благодаря Дмитрию Дмитриевичу жизненным уделом Уствольской было и остается забвение. Звуковая изоляция. Беззвучность.

Взаимоотношения с наставником были глубоко драматичны. Шостакович позволял себе прямое цитирование фрагментов сочинений Уствольской в своих собственных. А значит, знал, насколько одарена его лучшая ученица. Будучи первым лицом Союза композиторов, влиятельнейшей фигурой музыкальной жизни 60-70-х годов, он не сделал абсолютно ничего для того, чтобы музыка Галины Уствольской нашла своих слушателей ("Дмитрий Дмитриевич всегда молчал, если дело касалось помощи мне┘"). Десятилетиями ее никто не считал самостоятельным композитором. К огромному сожалению, даже сейчас для многих Уствольская - лишь ученица Шостаковича. Что самое парадоксальное - его последовательница. А ведь она - самостоятельный, сложный, ни на кого не похожий композитор ("Минимальная музыка", Шенберг, Веберн - все это почему-то надо ко мне приписывать┘ Пишут, что я от Веберна, что моя музыка имеет древнерусские корни, пишут про композиторов, фамилии которых я вообще не знаю┘ У меня есть мое творчество, моя музыка, только моя!"). Тем более - не похожа она на Шостаковича. Характерно, что своему учителю Галина Ивановна не посвятила ни одного сочинения.

В последнее время музыка Уствольской звучит все чаще. С большим опозданием, не по вине автора, она завоевывает мир. Правда, ее вещи покупают и широко исполняют в основном на Западе: в Германии, Швейцарии, Англии, Голландии. Американским биографическим институтом Галина Уствольская названа человеком 1993 года. В России произведения композитора по-прежнему исполняются очень редко. Замечательный пианист Алексей Любимов - один из немногих, кто, к счастью, нарушает эту давно сложившуюся "традицию".

Теперь у нас есть и словесный эквивалент музыке Галины Ивановны Уствольской. Работа петербургского музыковеда О.Гладковой - первая вышедшая в России монография, посвященная творчеству крупнейшего композитора ХХ века (в выходных данных книги обозначен 1999 год, но дошла до Москвы она только осенью 2000-го). В нее, насыщенную биографическим материалом, вошли и отрывки из бесед автора книги с ее героиней (что само по себе редкость, учитывая замкнутость Уствольской, писавшей о себе: "Я, как Диоген, забралась бы в бочку и жила там. Это был бы лучший вариант моей жизни"), и фотографии разных лет из домашнего архива, и высказывания музыкантов с мировым именем о личности и творчестве Галины Уствольской. Хочется отметить, что эта книга - не сухой теоретический анализ произведений композитора ("Я прошу всех, кому дорого мое творчество, - писала Уствольская, - не делать его теоретического анализа"). Это попытка дать живое представление об уникальном феномене культуры, проникнуть в суть "тяжелой", но магически притягивающей музыки Галины Уствольской.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1221
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
622
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3360
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2633

Другие новости