0
1046
Газета Интернет-версия

13.05.2004 00:00:00

Пробная разводка для лохов

Тэги: Ешкилев, Манифест


Владимир Ешкилев - западноукраинский литературный и художественный куратор - с 1998 года бывает в Москве один-два раза в год с презентацией своих очередных скандальных проектов. Его проекты пропитаны неотрадиционалистским конспирологическим духом - византизм, масонство, герменевтика и т.п. Его любимая самоидентификация - экзегет. "Все, что не касается метафизики, меня не интересует", - говорит он.

Самый значительный его проект - Малая украинская энциклопедия актуальной литературы (МУЭАЛ) - был позиционирован как внутренний "хазарский словарь" украинской богемной тусовки и представлял собой галерею "замурованных" заживо монструозных фигур украинских литераторов. Ешкилев, этот павич и борхес украинских реалий, подавал живых людей как тайную монастырскую библиотеку или коллекцию насекомых, и многие перестали с ним здороваться. Предпоследний его проект - "Топоc поразки" ("Топос поражения"), тематический номер культурологического львовского журнала "╞" - Владимир презентовал в Москве вместе с главным редактором журнала Тарасом Возняком весной 2003-го. В основе этого проекта - утверждение о том, что "интеллектуалы проиграли историю", во всяком случае, на Украине, и, как кажется Владимиру, в России тоже - тогда явно не вызвал горячего сочувствия московской публики.

Новый проект Ешкилева, презентованный на прошлой неделе в Зверевском центре - "Ткань и ландшафт", антология русскоязычной литературы Прикарпатья - артефакт не менее вызывающий, недвусмысленное свидетельство вырождения русского языка в пределах Западной Украины. Кажется, только у пяти-шести из 69 представленных авторов словарный запас ощутимо выходит за рамки туристического разговорника. Шокирующе на этом фоне выглядят роскошные, тяготеющие к австро-немецкой традиции тексты московского писателя львовского происхождения Игоря Клеха. Диковато смотрится в рамке антологии и неровная подборка самого Ешкилева, всегда маниакально стремящегося к расширению словаря. Третий автор, стоящий упоминания, - Юрий Султанов - так сказать, киник, стоик и куртуазный маньерист в одном стакане.

Впрочем, не один г-н Ешкилев злорадно подбирал беспомощные русскоязычные тексты. Антология создавалась довольно большим редакторским коллективом по инициативе Русской общины Ивано-Франковска. Идея ее издания, как свидетельствует вступительная статья, возникла еще в 1996 году. В это время Ешкилев не то чтобы под стол пешком ходил, но занят был другими большими делами. Почти все представленные тексты уже прошли испытание, публикуясь в рубрике русской поэзии местной газеты "Наша справа" ("Наше дело"), которую с 1998 года вел "украинский Дугин" Олег Гуцуляк, создатель торжественного, слегка параноидального "Сайта Премордиальной традиции "Мезогея" (http://www.mesogaia.il.if.ua). Г-н Гуцуляк же и является составителем поэтической части "Ткани и ландшафта".

Сам Ешкилев, кроме общего руководства проектом, составлял раздел "Эссеистика и проза", в котором помещена и пара его собственных эссе. Одно из них представляет собой манифест новой литературно-террористической партии.

Анализируя этапы поражения искусства в войне с властью, Ешкилев заявляет: "Но есть еще одно поле, на котором Бременские музыканты XXI века способны нанести поражение борзеющей власти. Это поле, на котором произрастают названия. Ведь власть способна видеть и подавлять только то, что правильно названо┘Ведь все неназванное или названное неправильно - невидимо для власти. И теперь, в начале XXI века, мы можем представить себе одно из новых и важных искусств надвигающейся эпохи. Это партизанское искусство преднамеренного, предельно ошибочного называния. Искусство выведения из-под контроля и видимости целых пластов бытия и выселение их на последние островки свободы, в последние резервации побочных смыслов┘ Как бы там ни было, а опытные партизаны готовят свои базы заранее. Возможно, само искусство пора прятать под иным именем в глубинах Мира Ошибочных Называний, отдав политтехнологам и кичменам его исконные - но прозрачные для щупалец и манипуляторов власти - территории. Пускай они потешатся на руинах жанров и стилей, собирая из обломков метамодерные конструкции. Этой мертвечины хватит, чтобы развести еще два-три поколения лохов".

Может быть, эта антология с ее не по-ешкилевски невинным названием "Ткань и ландшафт" - только пробная лоховская разводка?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1108
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1332
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1589
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1154

Другие новости