0
1936
Газета Интернет-версия

18.09.2008 00:00:00

Транскрокодилы из карельских озер

Тэги: штепа, сборник, будущее


штепа, сборник, будущее Крокодил популярен не только в России, но и в Баварии┘
Фасад здания в центре Мюнхена. Фото Михаила Бойко

Русское будущее: сб. ст./ Ред.-сост. В. Штепа. – СПб.: Нестор-История, 2008. – 280 с.

Сегодня Вадим Штепа (р. 1970) – один из самых интересных и многообещающих философов, политиков-нонконформистов и публицистов. Я, кстати, не могу припомнить другого человека, тесно сотрудничавшего c Александром Дугиным (фанатичных последователей которого не вполне корректно, но метко называют «дугинератами»), сумевшего относительно безболезненно выйти из-под влияния «гуру» и «раззомбироваться». Штепе, однако, удалось стать самобытным мыслителем, идеологом «национал-оранжизма» и российского регионализма. См. также интервью Штепы нашей газете («Гражданин Новгородской республики». – «НГ-EL» от 01.11.07).

«Русское будущее» – это что-то вроде антологии современного российского (а учитывая материалы, посвященные Молдавии, даже шире – постсоветского) регионализма. Строго говоря, внимания заслуживают все статьи, вошедшие в сборник, но отдельно стоит упомянуть четыре из них. В порядке следования: «Игра в Невозможное» маргинального философа (и детского писателя) Сергея Корнева, «За двумя еврозайцами» главного редактора сайта «NaZlobu.Ru» Владимира Голышева, «Северный ветер» составителя сборника Вадима Штепы и «Колобок Гностический Герой» Алины Витухновской.

Что касается последнего текста, замечу, что попытку философски переосмыслить сказку про «сусековое существо» в свое время предпринял мистик и эзотерик Виталий Ахрамович (1945–1995) в эссе, которое так и называется «Колобок» (см., например, сборник «Unio mistica», 1997). Но Витухновская дала совершенно независимое и, похоже, даже более глубокое истолкование архетипического сюжета.

Что же такое регионализм? Освобождение регионов из-под всестороннего контроля и диктата унифицирующего Центра, установление ими прямых, сетевых, взаимовыгодных отношений с другими регионами и странами, в которых каждый регион выступает со своим собственным, уникальным, глобально узнаваемым набором брендов. Наиболее полно эта тема раскрыта в тексте из сборника под названием «Озерный культ: мифологическое будущее Карелии» (автор – некая «Транслаборатория»), в котором приводится пример сотворения подобного бренда для конкретного российского региона – Карелии.

Итак, Карелию предлагается рассматривать как «Древнюю Грецию» наизнанку (озера = острова наоборот): «┘бесконечная внутренняя береговая линия, разделенная на обладающие индивидуальным лицом озерные топосы, потенциально – носители уникальной культуры и мифологии. Множественность топосов обеспечивает бесконечность ветвления – в трансреальность Карелия выходит не как схожее единство, но как живое разнообразие. Это до бесконечности увеличивает плотность культурно-экономических связей. В частности, в экономическом плане мы получаем не единичный бренд, а мегабренд, который включает в себя бесконечную серию вариаций (каждое озеро – свой вариант), причем эти вариации сложным образом взаимодействуют друг с другом».

В качестве образца предлагается история нагнетания ажиотажа вокруг озера Лох-Несс, в результате которого затерянный в шотландской глубинке поселок обрел лицо в глобальном масштабе и превратился в центр трансконтинентальной «лох-несской индустрии». В случае Карелии базовая предпосылка: «озеро – идеальное место для медитации». В перспективе – «тибетизация» региона, превращение Карелии в «страну священных озер», каждое из которых должно приобрести свой уникальный миф и медитативный культ.

Далее в статье рассматриваются конкретные механизмы реализации проекта, а также возможные реакции на него общества и государства – от репрессий до массового энтузиазма.

В сущности, реалистичность предлагаемого проекта подтверждает успех (пусть кратковременный и относительный) так называемого «Культа Крокодила». Это мощное движение возникло после того, как группе подвыпивших националистов привиделся крокодил, плывущий в Волхове. Базовая предпосылка, условно говоря, «Новгородчина – родина крокодилов». Визионерство, как известно, легло на благодатную почву и принесло обильные плоды на электронной ниве.

К такому же выводу приходит автор послесловия к сборнику «Русское будущее» – Леонид Мосионжник, заведующий кафедрой антропологии и социальных технологий Высшей антропологической школы в Кишиневе: «Проект Транслаборатории – достаточно фантастичный, но завораживающий. Честно скажу: мы начали обсуждать его в издательстве, и я начал с вопроса: «по ТВ выступают научные эксперты, доказывающие, что это гигантская мистификация», – а разве не так? Но уже через минуту мы все заговорили о другом: а какой культ такого же рода мы могли бы предложить для Молдавии? Пещеры? Скальные монастыри? Винные погреба (их в каждом нашем селе по десятку, и у каждого собственная история)? А вот это вино – из винограда, выросшего на развалинах золотоордынского города или на скифском кургане, у него особая аура? И не сразу мы заметили, что уже втянулись в эту Игру. Значит, Игра – жизненна».

Я знаю, найдутся умники, которые с ходу предложат массу актуальных культов: Культ Дорожных Рытвин и Крутых Колдобин, Культ Резиновых Галош и Сельских Сортиров, Культ Русых Кос и Синих Сарафанов, Культ Ктулху и Огромных Человекообразных Роботов...

Но и это будет подтверждением жизненности Игры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
430
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
542
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
454
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
374

Другие новости