0
2874
Газета Печатная версия

14.12.2017 00:01:00

Пять книг недели

Тэги: григ, белковский, мацзя, есаулов, громова


46-9-3.jpg

Гарри Григ. Окраина снов.

– Ереван: Actual Art, 2017. – 96 с. ISBN 978-9939-877-14-3

Сборник поэта, филолога, журналиста Гарри Грига (р. 1957), выпускника филфака и факультета искусств Тбилисского государственного университета, ныне живущего в испанской Гранаде, можно назвать по одному из стихотворений – «Книга свободных стихов». В «Окраину снов» вошли верлибры, свободные и белые стихи: «Свод свободных и тихих строк/ Свел в задумчивый переплет/ Затянувшийся мой перелет./ <…> Стон раскаянья выпал и стих./ выпачкан лист, молится стих./ Автопортрет без меня./ Одарила внезапностью речь/ На просторах старинных встреч/ У ссутулившихся гор –/ Словно образов горб – на замок:/ Провожают они каждый раз/ оторвавшийся снежный комок/ Вниз – в поток талых глаз,/ В путь простой как зов:/ Книга свободных стихов».





46-9-4.jpg

Станислав Белковский. Русская смерть.

– М.: АСТ, 2017. – 480 с. ISBN 978-5-17-096149-8

Станислав Белковский – не только известный политтехнолог и политэксперт, но еще и яркий писатель, умеющий увлечь не только убедительной фактурой жизни (а уж фактуру он знает), но и гибким языком. Помимо рассказа в одном действии «Зюльт» (о Леониде Брежневе) и пьесы в двух действиях «Покаяние» (о современной России, с Егором Гайдаром в роли реального прототипа) в книге «Русская смерть» читатель обнаружит еще и целое собрание эссе под общим названием «Любовь провокатора», в которых Белковский остроумно комментирует, анализирует и секретничает о происходящем в стране. Впервые все эти разножанровые тексты собраны под одной обложкой.




46-9-1.jpg

Джиди Мацзя. Ушедший в бессмертие.

– М.: ОГИ, 2017. – 140 с. ISBN 978-5-94282-814-1

«Сколько в нем одном любви к человечеству – на нас всех вполне хватит! Это своего рода китайский Уолт Уитмен. Он вовсе не гигант по физическому росту, у него маленькие руки, но их ему хватает, чтобы обнять весь земной шар. Такова и его поэзия – она всеобнимающая», – написал незадолго до своей кончины Евгений Евтушенко в предисловии к книге китайского поэта и общественного деятеля, представителя малой народности и Джиди Мацзя (р. 1961). Мацзя – автор стихотворных сборников «Песня первой любви», «Мечта человека из народа и», «Время», «Солнце Рима» и др. Сборник «Черная рапсодия» был переведен на русский. В новую книгу вошли стихи, сонеты, поэма «Ушедший в бессмертие»: «Ночью я – семь звезд Большой Медведицы,/ а днем возвращаюсь вновь на родную землю моего племени./ К счастью, я взял с собой пылающий факел,/ видишь, он мне осветил и жизнь, и смерть…»


46-9-5.jpg

Иван Есаулов. Русская классика: новое понимание/ Изд. 3-е, испр. и доп.

– СПб.: Изд-во РХГА, 2017. – 550 с. ISBN 978-5-88812-844-2

Авторы, которые находят в себе силы исправлять и дополнять написанное, в наш век погони за рейтингами продаж при метрономе программы «Антиплагиат» вызывают если не уважение, то интерес. И доктор филологических наук, профессор Литературного института Иван Есаулов (р. 1960) своими статьями, включенными в книгу, этот интерес не остудит. В новое издание монографии, где в первых изданиях уже проблистали главы о культурном бессознательном в поэтике Льва Толстого, о христоцентризме в «обличительном» романе («Случай Салтыкова-Щедрина»), о вторичной сакрализации и новом герое Максима Горького, о религиозном векторе советской литературы, он включил главы о державинской оде «Бог», о категориях Закона и Благодати в художественном мире Лермонтова, о соотношении юродства и шутовства в русской литературе (так Есаулов актуализирует давно назревшее, но вялотекущее перечитывание теоретических построений Михаила Бахтина, в данном случае связанных с его гипотезой о карнавализации, с проблемой смеховой изнанки русской культуры и ее репрезентации в литературе). А само новое понимание русской классики, по Есаулову, заключается в соединительной силе границы между светским и духовным в отечественной словесности. И та же полифония романов Достоевского, открытая Бахтиным, лишь подтверждает реальность «глубинных – соборных – истоков, укорененных в православной русской духовности. Автор и герой в самом деле равноправны – но именно перед лицом той абсолютной, а не релятивной правды, которую во всей полноте дано знать только Богу».


46-9-2.jpg

Наталья Громова. Ольга Берггольц: Смерти не было и нет.

– М.: Редакция Елены Шубиной, 2018. – 382 с. (Литературные биографии) ISBN 978-5-17-096857-2

Отличный новогодний подарок читателям от писателя, исследователя 1920–1930-х годов Натальи Громовой. Книга, основанная на долгое время закрытых дневниках и документальных материалах из личного архива «блокадной мадонны» Ольги Берггольц, – это не просто биография ленинградского поэта, но и диагноз советского времени, которое подверглось метаморфозам, но, кажется, продолжает длиться. Громова пишет в предисловии: «Я пошла вслед за ней, распутывая ее судьбу и постепенно понимая, как мучительно пыталась она преодолеть в себе свое время, из советского человека стать просто Человеком, из советского поэта стать просто Поэтом. И оказалось, что это непосильнее, чем жизнь и подвижничество в ленинградские блокадные дни».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Благочестивые каратели

Благочестивые каратели

Артур Приймак

Заметки на полях книги о палачах Хатыни

0
403
Оппозиция Грузии обвиняет власть в подготовке к подлогу

Оппозиция Грузии обвиняет власть в подготовке к подлогу

Юрий Рокс

Иванишвили безразлично, кто станет новым президентом

0
1408
Достоевский, совпавший с Россией

Достоевский, совпавший с Россией

Сергей Гловюк

Автор «Братьев Карамазовых» может стать центром, объединяющим мировое культурное сообщество

0
1493
Просто о сложном. Скафандр

Просто о сложном. Скафандр

0
4076

Другие новости

Загрузка...
24smi.org