Фото сайта government.ru
Российское правительство увеличивает бюджетную поддержку предприятий малого и среднего бизнеса в регионах страны, несмотря на увеличение общего бюджетного дефицита в 2025 году. Премьер-министр Михаил Мишустин увеличил федеральные субсидии регионам на текущий год почти в три раза – с 500 млн до 1,5 млрд руб. Дополнительный миллиард пойдет на создание в регионах центров «Мой бизнес» для обслуживания граждан по принципу «одного окна».
На обеспечение работы центров «Мой бизнес», где самозанятые граждане и представители бизнеса могут по принципу «одного окна» получать все необходимые услуги для старта и ведения деятельности, будет дополнительно направлен 1 млрд руб., сообщили в правительстве Российской Федерации.
Такое решение позволит расширить инструменты поддержки начинающих предпринимателей, в том числе масштабировать на все регионы программу помощи участникам специальной военной операции, которые планируют заняться бизнесом. «Уверен, что ресурсы позволят привлечь в сектор МСП (малого и среднего предпринимательства) больше инициативных граждан, которые создадут новые, перспективные проекты как в сфере производства, включая передовые и технологичные изделия, так и сервиса, что будет способствовать укреплению нашей экономики в средне- и долгосрочной перспективе», – заявил Мишустин на заседании правительства.
Федеральные субсидии получит большинство регионов, за исключением, в частности, двух столиц. Наибольшие суммы выделены Московской, Ростовской, Свердловской областям, Чувашии, Бурятии, Дагестану, Донецкой и Луганской народным республикам, Крыму, Краснодарскому краю. Суммы, которые выделены из федеральной казны для работы центров «Мой бизнес» – не больше десятков миллионов рублей на 2025 год. Но гораздо более солидные расходы предусмотрены в виде гарантий и поручительств для корпорации «МСП» в рамках федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство»: более 600 млрд руб. в 2025 году и более 5 трлн руб. в 2026 году. Ключевой показатель этого федерального проекта – доля субъектов МСП, которые перешли в категорию более крупного бизнеса. В этом году плановый показатель перехода в статус крупного бизнеса – 0,5%, в 2028 году он должен составить уже 0,7%. А в 2030 году уже 0,8% субъектов должны будут ежегодно переходить в разряд более крупного бизнеса. Куратором федерального проекта по поддержке малого и среднего бизнеса является вице-премьер Александр Новак.
«За последние шесть лет валовая добавленная стоимость, создаваемая МСП, выросла более чем на 80%. Несмотря на внешние вызовы в виде пандемии, беспрецедентного санкционного давления, доля МСП в ВВП также стабильно растет. Это говорит об устойчивости предпринимательского сектора, о возможности оперативно реагировать на изменения», – утверждают чиновники Минэкономразвития.
![]() |
Наиболее важные условия для успеха предпринимателя или самозанятого в сфере малого и среднего бизнеса, с точки зрения самих предпринимателей (закрытый вопрос, в % от всех опрошенных, до 5 ответов). Источник: ВЦИОМ |
Данные Росстата о вкладе МСП в ВВП публикуются с задержкой в один год после отчетного периода. Но последние данные говорят о вкладе на уровне 21% ВВП. По данным единого реестра Федеральной налоговой службы, численность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей МСП составляет на сегодня почти 6,5 млн с общей численностью занятых свыше 15,2 млн работников (в эту среднесписочную численность работников не включены индивидуальные предприниматели, которые не привлекали работников).
Несмотря на турбулентную экономическую ситуацию, оценки ситуации в малом бизнесе в целом позитивные или удовлетворительные: только 17% говорят о тяжелой или критической ситуации, сообщил ВЦИОМ. Действительно, выживать малому и среднему бизнесу в условиях стагнации потребительских расходов населения – непросто (см. «НГ» от 24.08.25). Около 31% предпринимателей заявили ВЦИОМ, что будут инвестировать в развитие бизнеса, а 27% сообщили, что оставят все как есть. Около 20% бизнесменов будут экономить, а 14% – выживать. При этом еще 3% опрошенных допускают, что закроются. Среди сельских предпринимателей доля готовых закрыть бизнес выросла до 11%.
В качестве ключевых проблем предприниматели из сектора МСП выделяют сокращение платежеспособного спроса населения (36%); следом идут высокие ставки по кредитам и налоги (по 24%), неясность перспектив развития экономики (22%), высокая арендная плата (20%), политическая неопределенность (19%) и недобросовестная конкуренция (18%).
Выживаемость бизнеса в России достаточно низкая, в том числе и у молодых предпринимателей, которых изучал ВЦИОМ. Одна из причин такого положения дел – недостаток компетенций. «У молодежи средняя продолжительность жизни бизнеса – 2,7 года. Это не потому, что через три года приходят контрольно-надзорные органы. Просто в первый год ребята открываются, работают на хайпе, глаза горят. На второй год начинают осознанно думать и сталкиваются с рядом больших проблем», – цитируют социологи одного из экспертов.
Большинство молодых предпринимателей (74%) слышали о мерах государственной поддержки бизнеса. Половина из тех, кто слышал о мерах государственной поддержки бизнеса, пользовались ими (49%). Заметно чаще к мерам обращались те предприниматели, кто оценивает ситуацию в своем бизнесе как хорошую (60%). Основные причины, по которым молодые предприниматели не обращаются к мерам господдержки бизнеса, – несоответствие бизнеса критериям для получения поддержки (34%) или несоответствие самих мер бизнесу опрошенных (33%).
«Господдержку использовали мои клиенты. У них пошли большие контракты, и им нужен был кредит. Они просили под 3% 50 млн на протяжении полугода. Они устроили себе в штат человека: каждый день этот человек с понедельника по пятницу ходил на работу, на протяжении полугода готовил документы, переписывался с «Моим бизнесом». По итогу им эти деньги одобрили, и на третий месяц деньги были выданы, деньги наконец доехали до них. Это было очень непросто», – приводят социологи слова одного из предпринимателей, которые знакомы с реалиями господдержки в РФ.