Неформальная встреча министров ЕС прошла за пределами ЕС: во Львове. Фото Reuters
Редкий, по практике Евросоюза, случай: встреча ЕС прошла за пределами ЕС. Министры, ответственные за евроинтеграцию, собрались на неформальные (то есть без подписания официальных документов) переговоры во Львове. Там они подтвердили, что вступление Украины в Евросоюз остается актуальным вопросом, несмотря на категорический протест Венгрии. Первый переговорный кластер по вступлению страны в ЕС откроют с помощью правового механизма, исключающего венгерское вето.
Идея провести именно во Львове встречу по вопросу о расширении Евросоюза, видимо, пришла к брюссельским чиновникам не случайно. Обсуждение различных вариантов американского мирного плана, направленного на завершение конфликта Москвы и Киева, продолжается. И во всех вариантах, становящихся достоянием прессы, неизменно присутствует пункт о вступлении Украины в ЕС. Одни видят в этом замену вступления страны в НАТО, другие – дополнение. Это противопоставление, кстати, не особенно актуально. На сегодняшний день ЕС – тоже, по сути, оборонный союз, правда, менее формализованный, а значит, менее приспособленный для совместных боевых действий.
Как бы то ни было, встреча во Львове выглядела как жест поддержки Украины со стороны ЕС. Так ее расценили и в Венгрии. Глава венгерского МИД Петер Сийярто раскритиковал руководство ЕС, и Венгрия объявила, что не будет участвовать в львовской встрече. Позиция правительства премьер-министра Виктора Орбана остается прежней: Украина не должна входить в ЕС, потому что европейцы не должны брать на себя обязательства, которые могут повлечь за собой их участие в боевых действиях. Как член ЕС Венгрия имеет право вето на его решения, которым она и воспользуется, если дело дойдет до предметного обсуждения вопроса о евроинтеграции Украины, предупреждали в Будапеште.
Но по итогам встречи во Львове еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос предупредила, что это не непреодолимая преграда. По крайней мере начать в 2026 году переговоры с Украиной о евроинтеграции можно будет без согласия Венгрии. Для этого используется механизм frontloading. Это когда реформы, приближающие страну к стандартам ЕС, проводятся как бы авансом, до принятия официального решения об открытии переговорного кластера. Расчет явно делается на то, что, пока Украина будет выполнять все необходимые для евроинтеграции задания, власть в Венгрии сменится и проблема венгерского вето отпадет сама собой.
Ведь Орбану в 2026 году предстоит трудная борьба. В апреле в Венгрии парламентские выборы, которые, судя по опросам, может выиграть оппозиция. Видимо, венгерский премьер уже готовится к этому худшему для него варианту. Поэтому с его подачи ограничиваются возможности для отставки президента. В это кресло Орбан планирует пересесть, если не будет больше главой правительства.
Важно, что еще в 2024 году Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Украины в ЕС. Но, помимо противодействия Венгрии ключевым препятствием для начала переговоров, конечно, является продолжающийся конфликт Москвы и Киева. А вот если Украина лишится части территорий, это, напротив, не станет неразрешимой проблемой для ее евроинтеграции. В истории ЕС уже был пример, когда в его состав влилась страна, чьи фактические и юридические границы не совпадали, – это Кипр. Он будет председательствовать в ЕС с 1 января следующего года. Переговоры о евроинтеграции Украины могут прийтись на каденцию Кипра при условии, если российско-украинский конфликт действительно получится остановить в ближайшие месяцы. А уверенности в этом, увы, нет.


