0
107
Газета Кино Печатная версия

11.12.2025 18:58:00

Исследуя феномен популярности Данилы Багрова

Почему фильмы Алексея Балабанова стали частью культурного кода

Тэги: культурный код, фильмы алексея балабанова, премьера документальногоо фильма, брат навсегда, культовая дилогия, феномен, данила багров, сергей бодров


культурный код, фильмы алексея балабанова, премьера документальногоо фильма, брат навсегда, культовая дилогия, феномен, данила багров, сергей бодров Алексей Балабанов и Сергей Бодров на съемках. Кадр из документального фильма «Брат навсегда». 2025

В пятницу, 12 декабря, сразу в семи онлайн-кинотеатрах – Wink, Kион, Okko, Premier, Start, «Иви» и «Кинопоиск» – состоится премьера документального фильма «Брат навсегда». Она приурочена к 25-летнему юбилею со дня выхода фильма «Брат-2».

Творческому тандему – продюсеру Сергею Сельянову и режиссеру Алексею Балабанову – криминальными драмами «Брат» и «Брат-2» удалось в свое время покорить не только молодежную аудиторию. Первая лента вышла в сложное время 90-х, вторая – в миллениум, точно отразив дух постсоветской России: ностальгия по советскому прошлому, ненависть к новому порядку, поиск справедливости: обе стали голосом поколения, которое чувствовало себя потерянным.

Дилогия дала зрителю героя, в которого можно было верить тогда, когда верить было некому. Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова, вернувшийся с чеченской войны простой парень из провинции, действует по своим понятиям: защищает слабых, жесток к врагам. Грезя о правде и справедливости, поступает как бандит, искренне веря, что насилие их восстановит.

Ожесточенные дискуссии о том, кто он такой на самом деле – русский Робин Гуд, бандит поневоле, свой парень, националист и т.д., – не помешали Даниле Багрову превратиться в народного героя, а его цитатам уйти в народ; его моральный кодекс резонировал с аудиторией того времени, когда каждый выживал как мог. Через его образ Балабанов показал трагедию человека, который хочет быть хорошим в плохом мире. И то, как легко могут смешиваться добро и жестокость...

«Брат навсегда» (режиссеры Григорий и Анна Сельяновы) – это рассказ о создании культовой дилогии, попытка понять, в чем ее феномен – и в чем феномен непрекращающейся популярности и сегодня героя Сергея Бодрова. Почему Данила Багров остается символом времени спустя почти три десятилетия? Почему дилогия считается слепком общества и неотъемлемой частью культурного наследия современной России? Никита Михалков говорит на камеру, что «Брат» стал нашей попыткой продекларировать собственное достоинство…

В доке показано закулисье съемочного процесса обеих картин, редкие архивные материалы и малоизвестные эпизоды из истории их создания. Его авторы беседуют с актерами и участниками съемок лент «Брат» и «Брат-2», экспертами, кинокритиками, представителями молодого поколения зрителей, для которых (вот ведь странность!) Данила Багров продолжает оставаться любимым героем. Режиссер Григорий Сельянов расспрашивает художницу по костюмам и вдову Балабанова Надежду Васильеву, его сыновей Петра и Федора, киноведа Любовь Аркус, оператора Сергея Астахова, актрису Дарью Юргенс, своего отца Сергея Сельянова, певицу Ирину Салтыкову…

Интервью перемежаются кадрами хроники с молодыми Алексеем Балабановым и Сергеем Сельяновым, а также выездами «на натуру»: авторы ленты приезжают на дачу Балабанова, где был написан сценарий «Брата», отправляются на съемочные локации тех лет – помимо Санкт-Петербурга и Москвы это Нью-Йорк и Чикаго.

Съемочная группа ходит по местам, где снимался «Брат-2», обнаруживает на скамейке на набережной в Чикаго (на которой Данила ждал Татарина под дождем) нацарапанное слово «Брат», навещает музыкальный магазинчик на Брайтон-Бич, куда заходил герой, встречает американского фаната «Брата-2», общается с артистами, участвовавшими в американской части съемок, в том числе с Лизой Джеффри, чья героиня сбила на машине Данилу Багрова.

Документальный фильм «Брат навсегда» длится чуть более часа. Его создатели говорят, что отснятого материала хватило бы и для трехсерийной ленты. 


Читайте также


Искусство становится все менее доступным для народа

Искусство становится все менее доступным для народа

Как не потерять культурный код нации при переходе на рыночные рельсы

0
4428