«Эти парни – морские преступники, пираты», – заявил венесуэльский министр внутренних дел Диосдадо Кабельо, говоря о военных США. Фото Reuters
Власти США решили не ограничиваться нанесением ударов по судам в Карибском море, якобы перевозящим наркотики. Американские военные захватили танкер с венесуэльской и, возможно, иранской нефтью. В Каракасе это расценили как доказательство того, что главная цель давления Вашингтона на президента Николаса Мадуро – не борьба с наркотрафиком. Белый дом расширяет применение своих вооруженных сил против страны в надежде на смену в ней первого лица.
О перехвате танкера Skipper с контрабандной нефтью сообщил президент США Дональд Трамп. «Мы только что захватили танкер у берегов Венесуэлы – большой танкер, очень большой, фактически самый крупный из когда-либо захваченных», – сказал он.
На вопрос журналиста о том, что случится с этой нефтью дальше, Трамп ответил, что, вероятно, она останется у США.
По данным сайта MarineTraffic, который предоставляет информацию о движении судов, Skipper ходил под флагом Гайаны и направлялся в сторону Кубы. Однако, по заявлению Департамента морской администрации страны (Maritime Administration Department), такое судно не числится в базе данных Гайаны. Из-за санкций Венесуэла нередко использует контрабандные методы для экспорта энергоресурсов. Известно, что танкер Skipper с 2022 года находится под американскими санкциями, якобы за контрабанду иранской нефти. О сотрудничестве Ирана и Венесуэлы в данной сфере хорошо известно. Одним из его аспектов являются поставки иранской нефти на венесуэльские нефтеперерабатывающие заводы. Они и сооружаются в Венесуэле при иранском участии. В частности, Исламская Республика помогла пустить в эксплуатацию НПЗ El Palito в 2022 году. Обе страны сближает то, что они давно находятся под американскими санкциями.
Захват танкера произошел на основании американского ордера. Он был выписан в связи с деятельностью по транспортировке нефти из Венесуэлы, находящейся под санкциями. Об этом сообщила в своем посте в X генеральный прокурор США Пэм Бонди. Операция проводилась силами Пентагона, Береговой охраны США и ФБР. Если с захвата танкера Skipper начнется морская блокада Венесуэлы, это поставит под очень тяжелый удар и так ослабленную экономику страны, для которой нефть – главный экспортный товар.
Правительство Венесуэлы выпустило заявление, в котором обвинило Соединенные Штаты в пиратстве. «В этих обстоятельствах наконец-то раскрылись истинные причины затянувшейся агрессии против Венесуэлы. Речь всегда шла о наших природных ресурсах, нашей нефти, нашей энергии, ресурсах, которые принадлежат исключительно венесуэльскому народу», – говорится в тексте. К критике американских властей присоединился и министр внутренних дел Венесуэлы Диосдадо Кабельо. Он вспомнил о серии фильмов «Пираты Карибского моря», противопоставив главного героя Джека Воробья США, которых назвал убийцами, ворами и пиратами. Однако дальше оскорблений и словесного возмущения венесуэльские власти не идут. Ни Кабельо, ни Мадуро не заявили о каких-либо ответных мерах.
Венесуэла известна как страна с крупнейшими в мире запасами нефтяных ресурсов. Правда, темпы добычи и разработки месторождений значительно упали в последние несколько десятилетий не только из-за экономического кризиса, социалистических экспериментов и санкций, но и из-за трудности извлечения и переработки местной «тяжелой» нефти. Как бы то ни было, это природное богатство – надежда Венесуэлы на возрождение. В 1950-е именно нефть на какое-то время позволила ей стать одной из ведущих и процветающих стран Латиноамериканского региона. Это в Венесуэле помнят. По некоторым данным, нынешние венесуэльские власти рассматривают природные богатства еще и как аргумент в диалоге с США. По сообщению газеты The New York Times, в октябре Мадуро предлагал Трампу доступ к части нефтяных ресурсов в попытке снизить напряжение в отношениях двух стран. Как пойдет диалог такого рода сейчас, если захват танкера окажется не отдельным инцидентом, а началом полноценной нефтяной блокады Венесуэлы со стороны США, остается открытым вопросом.
Давление на Мадуро пытается оказывать не только американский президент, но и местная оппозиция. Ее лидер Мария Корина Мачадо благополучно добралась до Норвегии, правда, опоздав на день на церемонию вручения ей Нобелевской премии мира. Впервые за 11 месяцев политик появилась на публике. Она заявила, что решила «бороться до конца» (то есть вернуться домой) и что «Венесуэла будет свободна». Мачадо подчеркнула, что даже если к моменту ее возвращения на родину Мадуро будет у власти, она «будет со своим народом», хотя и продолжит скрываться из соображений безопасности. Ее речь вообще была полна намеков на то, что скоро в Венесуэле произойдут большие перемены.
На различные спекуляции по данной теме настраивает и ряд других событий. Глава дипломатической миссии Венесуэлы в России Хесус Рафаэль Саласар Веласкес нанес 11 декабря визит президенту Белоруссии Александру Лукашенко. Они встречались всего две недели назад. После той встречи Веласкесу было необходимо согласовать некоторые вопросы с Мадуро. По итогам нынешней встречи ожидается уже принятие конкретных решений. Предполагается, что они помогут укрепить отношения двух стран, хотя предмет переговоров не разглашается. Агентство Reuters считает, что речь может идти о предоставлении, в случае чего, убежища Мадуро в Белоруссии. 11 декабря венесуэльский президент говорил по телефону и с Владимиром Путиным.


