0
1370
Газета Печатная версия

08.11.2018 00:01:00

У вас продается славянский шкаф?

Олег Басилашвили о реформах 90-х и «побежденных розовых немцах»

Тэги: кино, история, политика, перестройка, горбачев, лихачев, егор гайдар, мгб, ссср, бродский, солженицын


кино, история, политика, перестройка, горбачев, лихачев, егор гайдар, мгб, ссср, бродский, солженицын Олегу Басилашивили есть что вспомнить. Фото РИА Новости

В глубине души я боюсь актеров, особенно талантливых. Профессиональный притворщик, часто даже не имеющий возможности выбирать, сегодня он – мерзавец, завтра – герой, послезавтра – Тень отца Гамлета. Грань между правдой и вымыслом год за годом стирается все основательнее. Все очевиднее становится и без того лежащий на поверхности сарказм заезженного комплимента «настоящий артист». Кем, в конце концов, он становится, оставляя душу, по кускам, на палках ролей, «так полюбившихся нашим зрителям»? Попроси его сказать что-нибудь от себя, убедительно изобразит искренность или все-таки скажет? Другими словами, жив ли он? Именно что в переносном, а не прямом смысле.

Хорошей возможностью получить ответ на эти и многие другие вопросы стала новая книга Олега Басилашвили «Палата № 26». Знаменитый актер вспоминает свою долгую жизнь, лежа в больнице. Но так как речь там идет и о сегодняшних днях, то отсылка к известному чеховскому произведению дает красноречивую характеристику нашего коллективного существования в целом.

Экспрессивная окраска и быстрая смена ракурса создают впечатление непосредственного общения. Короткие предложения, обилие знаков препинания в сочетании с хорошей корректурой делают чтение легким. Множество интересных подробностей, фактов – полезным.

Автору есть что вспомнить. Довоенное, военное детство. Профессиональное становление. Впечатления от встреч: Ельцин, Гайдар, Собчак, Товстоногов, Маршак, Астафьев, Конецкий...

Показательна история о том, как совсем молодым он, защищая в метро девушек-контролеров от пьяных безбилетников, дабы вразумить последних, представился: «Я из МГБ». А те оказались действительно из МГБ. Надо ли говорить, что от ареста героя спасло чудо. Оно же помогло ему через много лет в похожей ситуации. Когда, будучи на «первых заграничных гастролях» в Восточном Берлине, он едва не погиб, оказавшись в запретной зоне существовавшей еще тогда стены с Берлином Западным...

Судьба хранила автора не просто так. Отдельная тема, мимо которой трудно пройти историкам будущего и гражданам настоящего, – его депутатство времен 90-х, работа для страны, портреты ведущих политических деятелей переломного времени. «Ведь все наши, демократов, действия, были направлены к тому, чтобы люди жили лучше». И «все положительное – изобилие в магазинах, частные предприятия, обмен валюты, свобода выезда за границу – это то, что успели сделать Гайдар и демократы за шесть месяцев». «А вот эти реформы, судебную, правоохранительных органов и т.д., то есть реформы, призванные создать условия, при которых воровать в государственных масштабах будет невозможно, – ...самые главные реформы и не дали провести Гайдару... И вот теперь мы имеем то, что имеем».

Не менее интересен и рассказ Басилашвили об актерских буднях. Когда, например, даже «элементарная» озвучка – многочасовой изнуряющий труд в жаркой, звуконепроницаемой студии, когда одна-единственная фраза повторяется десятки, сотни раз. «И это самое легкое, что есть в работе актера». На съемках «бывает, начинаем в девять утра и кончаем в девять утра». Но главный итог перевешивает все. Искренняя, хоть и не всегда очевидная, благодарность аудитории за то счастье, когда «безусловная правда жизни, льющаяся со сцены в зрительский зал, сама по себе, своим присутствием» борется «против повседневной и повсеместной лжи». Могу ошибаться, но думаю, что именно в этом самый большой вклад актера в будущее России.

14-2-2-t.jpg
Олег Басилашвили. Палата
№ 26. – СПб.: Лимбус Пресс,
Изд-во К. Тублина, 2018.
– 240 с.

Кстати, об ошибках. Есть ли у Басилашвили-автора разного рода неточности? Есть. Вот недоумевает он по поводу того, насколько неуместен в «фашистском Берлине» пароль «У вас продается славянский шкаф?» (фильм «Подвиг разведчика» 1947 года). Однако пароль этот герою Кадочникова дают для связи с подпольем в оккупированной немцами Виннице, не в Берлине. Далее. «Побежденные розовые немцы несут аккуратненькие ящички с едой». «Розовые немцы» – образ запоминающийся. И когда в другом месте мы сталкиваемся с ним опять («пенсионеры западные – розовые, в седых кудельках...»), то заграничные жители предстают уже довольно одноцветными.

Или: «...уничтожают Солженицына, губят в лагерях, судят за тунеядство гения Бродского...» Из этой фразы не совсем понятно, кто был в лагерях – Бродский или Солженицын? Или оба? Притом что Бродского, при всей трагичности судьбы, данная участь миновала.

Но и эти шероховатости работают, как ни странно, на автора, а не против него. Усиливают ощущение живого, которому «свойственно ошибаться». Потому, прекрасно понимая издателей, сравнивающих написанное актером с очередной прекрасной ролью, я подхожу к оценке его текста совсем с другой стороны. В книге Басилашвили виден человек. Это ее главная удача.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Не переходите дорогу черной кошке!

Не переходите дорогу черной кошке!

Андрей Рискин

0
415
Горькие плоды независимости придатка НАТО

Горькие плоды независимости придатка НАТО

Владимир Винокуров

Латвия остается одним из активных игроков на антироссийском фронте Европы

0
1770
Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Анастасия Башкатова

Российские предприниматели не ощутили пользы от переизбытка денег в казне и резервах

0
1883
Фестиваль. Японское кино

Фестиваль. Японское кино

0
579

Другие новости

Загрузка...
24smi.org