0
117
Газета Проза, периодика Печатная версия

03.09.2025 20:30:00

Помнишь вьюжный день на Перекопе...

Сюжеты жизни и строки стихов Николая Туроверова соединились в романе Александра Саханова

Тэги: проза, история


32-15-1480.jpg
Эмигрантская жизнь в Париже…  Александр
Трифонов. Дождливый день в Париже. 2020
Казалось бы, имя замечательного казачьего поэта Николая Туроверова, умершего в парижском госпитале Ларибуазьер в 1972 году, давно и прочно вошло в нашу культуру. На стихи этого подъесаула Лейб-гвардии Атаманского полка созданы десятки, если не сотни, песен. Самая известная из них, на мой взгляд, эта: «Уходили мы из Крыма / Среди дыма и огня; / Я с кормы все время мимо / В своего стрелял коня. / А он плыл, изнемогая, / За высокою кормой, / Все не веря, все не зная, / Что прощается со мной. / Сколько раз одной могилы / Ожидали мы в бою, / Конь все плыл, теряя силы, / Веря в преданность мою. / Мой денщик стрелял не мимо – / Покраснела чуть вода... / Уходящий берег Крыма / Я запомнил навсегда». История о коне, плывшем за кораблем, увозящим от берегов Крыма офицеров Белой армии, давно стала легендой. Причем советские зрители познакомились с ней еще до того, как стихи поэта-белоэмигранта Туроверова были опубликованы на родине, которую он бесконечно любил, но так и не увидел со времени исхода 1920 года. Вы помните кинофильм «Служили два товарища», где поручика Брусенцова, застрелившегося на палубе уходящего из Крыма корабля, с такой мощью сыграл Владимир Высоцкий.

Одним из тех, кто воплотил наследие Туроверова в песне, стал автор-исполнитель, тележурналист, сценарист, создатель ряда совместных программ с Юрием Визбором Александр Саханов. Погрузившись в жизнь и наследие поэта, он не только попытался найти еще одно объяснение невероятной силы туроверовских стихов, но и постарался понять изнутри историю судьбы поэта. В романе «Туроверовъ» Саханов представляет, что бы могли написать Николай Туроверов и его друг, выдуманный, но во многом воплотивший черты реальной биографии, конногвардейский полковник Борис Григорьевич Ардашев. Книга выстроена как мозаика, в которой мелькают эпизоды Гражданской войны, конечно, боев под Перекопом, эмигрантской жизни в Париже. Русские генералы и офицеры, ставшие эмигрантами, исполнители песен в ресторанах, в том числе и Александр Вертинский, близкие самого Николая Туроверова, другой знаменитый поэт – Георгий Иванов. И все это перемежается стихотворными строками, воплотившими всю боль изгнания и воспоминания о трагедии Гражданской войны.

32-15-11250.jpg
Александр Саханов.
Туроверовъ. – М.:
Carta, 2024. – 180 с.
Автор, который сам пишет песни, словно пытается понять эту трагическую и в то же время манящую мелодию печали изгнания. Тоску по оставленной родине и невероятные усилия, чтобы сохранить ее на чужих берегах, служить ей по мере сил и передать хоть что-то детям и внукам. Именно эта яростная, неостывающая страсть и держала Туроверова – воина, поэта, историка, создателя музея казачьей славы в Париже. И остается еще раз вспомнить строки, написанные под французским небом: «Помнишь вьюжный день на Перекопе, / Мертвый конь, разбитые ножны, / Много лет живя с тобой в Европе, / Ничего забыть мы не должны».










Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Византийский урок соцобеспечения

Византийский урок соцобеспечения

Милена Фаустова

Институты заботы о пожилых появились на заре христианской эры

0
944
Рояль как образ жизни. История «чудесного ящика»

Рояль как образ жизни. История «чудесного ящика»

Екатерина Кретова

0
974
"Отдавай-ка Алясочку взад!"

"Отдавай-ка Алясочку взад!"

Майкл Бом

Почему многим жаль, что Россия лишилась Аляски в XIX веке

0
2972
О нарративах истории. Как видят школьный предмет наши оппоненты

О нарративах истории. Как видят школьный предмет наши оппоненты

Алексей Фененко

0
1265

Другие новости