Глава «Газпрома» Алексей Миллер заверяет, что «Сила Сибири – 2» станет самым капиталоемким проектом в газовой отрасли. Фото РИА Новости
Договоренности по «Силе Сибири – 2» взаимовыгодны, здесь нет никакой благотворительности, подчеркнул в среду, 3 сентября, президент РФ Владимир Путин. Ранее «Газпром» сообщил о подписании юридически обязывающего меморандума о строительстве газопровода в Китай «Сила Сибири – 2» и транзитного газопровода через Монголию «Союз–Восток». Эксперты обращают внимание на то, что сторонам еще предстоит согласовать бюджет проекта и условия распределения основных расходов. Реализация первой «Силы Сибири» фактически шла за счет выручки от продажи газа на европейском направлении. Однако в условиях потери этого рынка строить новые газопроводы может быть сложнее, считают эксперты.
«Здесь нет никакой благотворительности ни с одной, ни с другой стороны. Это взаимовыгодные договоренности. Они реализуются на рыночных принципах исходя из рыночных принципов, складывающихся именно в этом регионе. И, кстати, цена тоже на этот продукт, она формулируется не исходя из сегодняшних цен, а по формуле определенной», – уточнил президент.
По его словам, потребности на энергоресурсы растут во всем мире, в том числе в Китае. «Мы с нашими партнерами обсуждали это давно. Существовало несколько маршрутов, они имеют плюсы, минусы. И переговоры шли долго, не один год», – напомнил Путин и добавил, что консенсус переговаривающиеся стороны все же нашли.
Российская сторона днем ранее сообщила о подписании «юридически обязывающего» меморандума о строительстве газопровода в Китай «Сила Сибири – 2» и транзитного газопровода через Монголию «Союз–Восток». Этот проект позволит поставлять из России транзитом через Монголию 50 млрд куб. м газа в год, объявлял глава «Газпрома» Алексей Миллер. Большую часть трубопровода планируют построить к 2030–2032 годам.
Подчеркивается, что «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) обменялись документами в присутствии президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. «Сейчас это будет самым крупным, самым масштабным и самым капиталоемким проектом в газовой отрасли в мире», – заявил Миллер.
Кроме того, в «Газпроме» было объявлено о том, что достигнуто соглашение об увеличении поставок по «Силе Сибири» с 38 до 44 млрд куб. м газа в год. Таким образом, общий объем поставок по новым и расширенным договоренностям может составить 106 млрд куб. м в год. Как ожидается, поставки по новой договоренности будут осуществляться в течение 30 лет.
Заметим, у проекта «Сила Сибири – 2» и его транзитного участка через Монголию давняя история. Сам Алексей Миллер напомнил, что проект строительства газопровода через Монголию обсуждался еще до того, как была введена в эксплуатацию магистральная труба «Силы Сибири» (2019 год. – «НГ»), то есть еще до того, как физически начались поставки российского газа в Китай.
Действительно, переговоры о строительстве «Силы Сибири – 2» идут уже не один десяток лет. Так, еще весной 2006 года в ходе визита в КНР президент России Владимир Путин заявил, что в 2011 году в эту страну из России могут быть построены экспортные газопроводы, по которым в перспективе будет транспортироваться до 80 млрд куб. м газа в год. Тогда, по словам Путина, обсуждались поставки газа по двум маршрутам – из Западной и Восточной Сибири. В мае 2014 года было принято решение о строительстве газопровода «Сила Сибири» только по восточному маршруту.
Что касается западного маршрута, то изначально он должен был пройти напрямую из Республики Алтай в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Планируемая пропускная мощность газопровода должна была составить 30 млрд куб. м газа в год. Соглашение о поставках газа по западному маршруту «Газпром» и китайская CNPC подписали еще в 2015 году, но переговоры затянулись из-за высокой стоимости проекта и прохождения газопровода через высокогорное плато Укок, имеющее статус природного парка, включенного в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2019 году вместо Алтая стал рассматриваться вариант с прокладкой газопровода через территорию Монголии. 5 декабря 2019 года российский «Газпром» и власти Монголии подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривает оценку возможности поставок газа из России в Китай через Монголию.
В апреле 2021 года стороны утвердили технико-экономический анализ проекта строительства газопровода. Подчеркивалось, что проект строительства газопровода «Союз–Восток» станет продолжением российского газопровода «Сила Сибири – 2». В декабре того же года президент РФ Владимир Путин сообщил, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства газопровода – или оценка его стоимости – выйдет в ближайшие недели. Монгольские власти, со своей стороны, сообщали, что РФ и Монголия переходят к этапу проектирования газопровода в Китай. Новый маршрут может быть дешевле, однако конкретных цифр не было. Российские власти тогда подчеркивали, что ресурсной базой газопровода должны стать не только месторождения Иркутской области и Красноярского края, но и запасы Ямала (см. «НГ» от 09.01.22).
В прошлом году сообщалось о том, что Монголия не включила трубопровод в свой долгосрочный плана развития до 2028 года. Позднее, накануне своего визита в Монголию президент РФ Владимир Путин сообщал местным СМИ о том, что прорабатывается соглашение о поставке топлива и горюче-смазочных материалов по льготной цене (см. «НГ» от 02.09.24). Большинство экспертов тогда сходилось во мнении, что пробуксовка проекта связана с расхождениями России и Китая по вопросу цены. Монголия как страна-транзитер заинтересована в реализации проекта, но от нее мало что зависит.
![]() |
Газопровод «Сила Сибири – 2» пройдет транзитом через территорию Монголии. Карта с сайта gazprom.ru |
В конце августа этого года «Газпром» сообщил о подписании с правительством Монголии меморандума о сотрудничестве в нефтегазе. Меморандум, подписанный Миллером в Монголии, как отмечалось, определил планы по развитию совместных проектов и долгосрочного сотрудничества, в частности по природному газу. Сейчас, по итогам трехсторонней встречи, монгольская сторона отмечает, что, помимо продления программы экономического коридора Монголия–Китай–Россия до 2031 года, на состоявшейся встрече лидеров трех стран достигнута еще одна важная договоренность. «В ходе встречи стороны договорились реализовать проект строительства магистрального газопровода из России в Китай через территорию Монголии», – отмечается в сообщении, опубликованном на сайте президента Монголии.
Задержки в реализации газопровода «Сила Сибири – 2» в самом «Газпроме» объясняют масштабностью проекта, который станет самым капиталоемким в газовой отрасли в мире. Стоимость проекта оценивалась в 13,6 млрд долл.
По мнению ряда экспертов, будущее проекта напрямую будет зависеть от того, кто будет строить газотранспортную инфраструктуру. «Строительство «Силы Сибири – 1» де-факто осуществлялось за счет выручки, которую «Газпром» получал от экспорта газа в Европу. Сокращение «европейской» выручки осложнит ввод новых трубопроводных мощностей», – рассуждает эксперт по энергетике Кирилл Родионов.
Цена поставки газа по новому маршруту пока не называется. Так, Алексей Миллер, как сообщает Интерфакс, отвечая на вопросы о цене газа, пообещал о коммерческих вопросах сообщить отдельно. Однако заметил, что цена поставок газа для Китая объективно ниже, чем для Европы, из-за более короткого транспортного плеча. «Поставки газа в Китай осуществляются с месторождений в Восточной Сибири, а в Европу – из Западной Сибири. Месторождения Западной Сибири расположены значительно дальше, чем месторождения Восточной Сибири к границе России и Китая или России и Монголии. Соответственно транспортные затраты на поставку газа на рынок Китая существенно ниже. Поэтому объективно: китайский рынок расположен ближе, логистические затраты ниже, соответственно и цена объективно ниже», – пояснил Миллер.
Заметим, «Газпром» долгое время не раскрывал цену газа для китайского рынка. Непосредственно поставки российского газа в КНР по газопроводу «Сила Сибири» начались в 2019 году. Ежегодно, начиная с 2020 года, поставки идут с превышением годовых контрактных обязательств. В 2024 году было экспортировано 31,12 млрд куб. м газа. За восемь месяцев 2025 года «Газпром» нарастил поставки природного газа в Китай на 28%, сообщали в компании. За январь–август 2024 года экспорт в Китай составил 20,4 млрд куб. м. Таким образом, за восемь месяцев 2025 года поставки могли достигнуть 26 млрд куб. м. Главное таможенное управление (ГТУ) КНР сообщало, что за семь месяцев 2025 года Китай купил у России трубопроводного газа на 5,69 млрд долл., что на 21% больше, чем годом ранее. За весь 2024 год, по данным ГТУ, Китай импортировал трубопроводный газ на 21,1 млрд долл. Поставки из России в прошлом году выросли на 25%, до 8 млрд долл.
При этом только в мае этого года «Газпром» сообщал, что весь объем поставленного в Китай топлива по газопроводу «Сила Сибири» достиг 100 млрд куб. м. Для сравнения: до начала украинского конфликта Россия ежегодно поставляла в Европу около 180 млрд куб. м газа. И потеря европейского рынка оценивалась в 4 трлн руб. (см. «НГ» от 03.05.24).
Обращает на себя внимание и тот факт, что российские СМИ более оптимистично настроены относительно подвижек нового газового проекта, в отличие от китайских. Гонконгское издание South China Morning Post (SCMP) подчеркивает, что китайское госагентство «Синьхуа» не упоминает о конкретных проектах, а сообщает о том, что «в ходе встречи с Путиным председатель Си Цзиньпин заявил, что сотрудничество в рамках крупных проектов углубит интеграцию двух стран». SCMP также приводит слова замруководителя центра ШОС при Шанхайской академии общественных наук Ли Лифаня, который считает, что между сторонами «некоторые критические вопросы» остаются нерешенными. К примеру, западные СМИ неоднократно писали, что КНР хотела бы покупать российский газ по внутрироссийским ценам.
Тем не менее подписание меморандума эксперты называют прорывным для планов постройки «Силы Сибири – 2». «По проекту долго не было таких позитивных новостей, переговоры шли очень медленно. Но Монголия никогда не была проблемой в этом проекте, ведь речь идет не только о транзите, но и газификации удаленных районов страны, строительстве самого газопровода и компрессорных станций, получении ресурсов по приемлемым ценам, подготовке специалистов и создании новых рабочих мест. Все сложности возникали между Москвой и Пекином по вопросу параметров сделки, тогда как Монголия изначально поддерживала проект. Думаю, предварительные договоренности были достигнуты еще в мае, когда Си Цзиньпин и президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух приезжали в Москву, а теперь они были финализированы на бумаге», – сообщает председатель Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. По его мнению, и без участия Монголии проект можно было бы проложить, но это было бы слишком невыгодно, так как он ориентирован на газовые месторождения Западной Сибири, тогда как «Сила Сибири – 1» – на восточносибирские месторождения. «Отказываться от варианта с Монголией изначально не было смысла, раз уж Улан-Батор был не против. Сейчас же уже утвержден технико-экономический анализ маршрута через Монголию, оставались лишь экономические вопросы», – говорит Манкевич. Он напоминает позицию Китая по проекту: «Ранее посол КНР Чжан Ханхуэй достаточно подробно разъяснил подход китайской стороны. Пекин хотел бы предметно договориться не просто об импорте газа, но и по вопросам используемых технологий, коммерческих аспектах и в целом всей модели сотрудничества. Как только стороны договорятся, начнется и строительство», – полагает эксперт.
Как замечает завлабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко, несмотря на публичные заявления сторон о заключении обязывающего меморандума, в настоящий момент остаются неизвестными финальные условия соглашения по проекту: сроки начала строительства газопровода, распределение условий финансирования проекта между сторонами, формула расчета цены на газ, объемы поставки. «Неизвестно, как стороны договорились по тем условиям, которые препятствовали сделке ранее. Например, достигнута ли договоренность о цене на газ, поскольку ранее Китай предлагал условия по закупке российского газа по российским внутренним ценам. Неизвестно, были ли определены условия по газовому контракту take-or-pay («бери или плати»), то есть когда стороны определяют минимальный договорной объем, который должен быть оплачен, даже если покупатель не покупает все, что поставлено», – поясняет Левашенко.