В лагере Кокс-Базар, что в Бангладеш, на сегодняшний день находится около миллиона человек. Фото Reuters
Выстрелы в охранников Белого дома, которые раздались в Вашингтоне на прошлой неделе, отозвались громким эхом за тысячи километров от места преступления. США приостановили оказание помощи крупнейшему в мире лагерю беженцев национальности рохинджа в Бангладеш, насчитывающем более 1 млн человек. В результате, как сообщает The Guardian, для новых беженцев не осталось ни продовольствия, ни палаток. Бедственное положение рохинджа в Мьянме усугубляется тем, что они исповедуют ислам в стране буддистов.
Человеком, стрелявшим в двух бойцов Национальной гвардии США, охранявших территорию рядом с Белым домом, был афганец, служивший ранее в отряде афганского спецназа. Его создало ЦРУ США. Это было в период, когда Америка тщетно пыталась подавить движение талибов в Афганистане. Охрана открыла огонь по афганцу, он находится в больнице, мотивы, толкнувшие его на преступление, не ясны. Женщина, служащая Национальной гвардии, умерла от ран. Ее товарищ поправляется после тяжелого ранения. Президент США Дональд Трамп назвал их обоих верными своему долгу патриотами и пригласил их родных в Белый дом.
Такова предыстория событий, происходящих ныне в Бангладеш, государстве численностью более 170 млн человек, большинство из них бенгальцы – народ древней культуры. В России широко известен поэт, композитор Рабиндранат Тагор. Жизнь Тагора прошла еще в то время, когда Индией и Бирмой правила Великобритания. А вот когда бывшие колонии добились независимости и начались конфликты между молодыми странами и нациями, их населявшими, тогда и возникла проблема с рохинджа, жившими в Бирме (ныне Мьянма).
В беседе с «НГ» Дмитрий Мосяков, руководитель отдела Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН отметил: «Рохинджа – это бенгальцы, так и есть. Между Бангладеш и Мьянмой на государственном уровне отношения нормальные. Другое дело, что бенгальцы из Бангладеш, страны перенаселенной, в прошлом переходили границу Мьянмы, пускали корни в штате Ракхайн, где плотность населения невелика, осваивали участки земли. Это властям Мьянмы и армии, которая по Конституции имеет особый статус, естественно, не нравилось. Начались столкновения». Отнюдь не все рохинджа – пришлые в Мьянме. Многие из них жили там испокон века. Но когда дело дошло до кровопролития, в регион проникли исламские экстремисты, желавшие установить свои порядки. Армия чрезвычайно жестко подавляла бунт. Вот тогда-то сотни тысяч рохинджа и стали искать спасения в Бангладеш.
Сейчас там скопилось в общей сложности около миллиона представителей этой народности. Большинство из них находится в лагере в городе Кокс-Базар – на сегодняшний день крупнейшем лагере беженцев в мире. Практически сразу же после прихода Трампа к власти США резко урезали все программы помощи другим странам. Уменьшилась поддержка и лагеря Кокс-Базар. Все переговоры, которые велись властями Бангладеш по поводу возобновления американской помощи, оказались прерванными после теракта в Вашингтоне. Трамп отреагировал на стрельбу, можно сказать, под окнами его кабинета целым комплексом запретительных мер, направленных не только против выходцев из Афганистана, ожидающих убежища в США, но и против мигрантов с Ближнего Востока вообще. Прекращение переговоров по поводу финансирования лагеря беженцев логично встраивается в ряд этих мер.
Для рохинджа это крайне печальный итог. Корреспондент британской газеты The Guardian описывает то, что он увидел в строении, которое служит родильным домом в лагере Кокс- Базар. «Тусклый свет единственной лампочки, которую питает током электрогенератор за стеной, позволил двум женщинам – одну зовут Нур, другую Соукат – увидеть в первый раз лица своих детей, родившихся ночью. Женщины лежали на матрацах, углы которых были разорваны на части тысячами женщин, рожавших здесь, в лагере № 22. Новорожденные стали новыми обитателями лагеря в Бангладеш, страны, которая пытается поддерживать его существование в условиях, когда дефицит в предоставлении гуманитарной помощи составляет 63%».
Правительство Бангладеш с тех пор, как тысячи рохинджа стали переходить границу, добивается их репатриации обратно в Мьянму. Поэтому палатки и помещения для беженцев созданы так, чтобы их можно было быстро демонтировать. Рохинджа не могут официально иметь работу или получить официально образование. «Беда в том, что не только США, но и другие государства Запада сокращают помощь бедным странам», – заметил по этому поводу в комментарии «НГ» Мосяков.

