Фото Sputnik/Kristina Kormilitsyna/Pool via REUTERS
Для встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в российскую столицу во вторник, 2 декабря, прибыли те, к кому Дональд Трамп, видимо, относится с полным доверием: его зять Джаред Кушнер и спецпредставитель Стив Уиткофф. Визиту в Москву предшествовали сложные переговоры команды Белого дома с украинским руководством и лидерами стран ЕС. По их итогам делались весьма расплывчатые заявления, по которым нельзя было судить, есть ли у Кушнера и Уиткоффа та версия плана Трампа, что устроит ЕС, Украину и, главное, Кремль.
Перед встречей с Путиным Кушнер и Уиткофф прогулялись по центру Москвы. Они побывали на Красной площади, пообедали в одном из ресторанов, но с журналистами не общались.
Прессе осталось констатировать, что президент США остался верен себе: несмотря на критику его подхода ко внешней политике, он по-прежнему рассматривает ее как сферу, где действует логика бизнеса и бизнес-сделок. На наиболее важные участки, где ему нужны громкие успехи, Трамп бросает не профессиональных дипломатов, а своих деловых партнеров. К таковым относится Уиткофф, с которым они вместе провернули не одну сделку с недвижимостью, и Кушнер, муж Иванки Трамп, не имеющий никаких официальных должностей в администрации Белого дома. Оба принимали участие в переговорах по сектору Газа, которые президент США, видимо, считает чрезвычайно успешными.
Издание Axios, со ссылкой на источники, утверждает, что уже 3 декабря Кушнер и Уиткофф встретятся с украинским президентом. Встреча пройдет в одной из европейских стран. То же самое, можно сказать, подтвердил сам Владимир Зеленский. Он сейчас находится с визитом в Ирландии. На пресс-конференции в Дублине Зеленский сказал, что будет ждать «соответствующих сигналов» от Кушнера и Уиткоффа. «Я думаю, от того, какими будут эти сигналы, зависят наши следующие шаги», – сказал он. Украинский президент при этом заметил, что «пока еще идет диалог, диалога много, а нужны результаты».
Зеленский ранее обозначил два самых сложных, с его точки зрения, вопроса, касающихся возможного соглашения по украино-российскому конфликту. Это территории и гарантии безопасности Украины. Особенно непонятно, что имеется в виду под последним. Версии в СМИ выдвигаются разные. Их диапазон варьируется от распространения на Украину гарантий НАТО без вступления страны в НАТО (ничего подобного в истории Североатлантического альянса еще не было) до предоставления стране американских дальнобойных ракет – недаром в плане Трампа есть пункт о том, что украинцы будут воздерживаться от ракетных ударов по Москве и Санкт-Петербургу. Официальных же разъяснений на этот счет нет ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе, ни в Киеве. Собственно, уже сам тот факт, что перед переговорами с Путиным американцы не опубликовали проект документа, по которому предлагается договариваться, уже не может не настраивать на пессимистический лад в прогнозах об исходе переговорного процесса.
Между тем за считаные часы до встречи с Уиткоффом и Кушнером российский президент выступил на форуме «Россия зовет!». В своей речи и в общении с журналистами он коснулся и темы российско-украинского конфликта. Значительная часть сказанного Путиным была посвящена европейцам. Его тезисы следующие: Европа взяла курс на стратегическое поражение России, мешает миротворческим усилиям Трампа и тем самым сама себя выводит из мирного процесса. Вернуться в него европейцы могут, если только будут учитывать «реалии на земле» – то есть в зоне конфликта. «Если Европа вдруг захочет начать с нами войну и начнет ее, то очень может быстро произойти ситуация, при которой нам не с кем будет договариваться», – сказал Путин.
В среду, 3 декабря, в Брюсселе намечена встреча министров иностранных дел стран НАТО. В ней будет участвовать и глава МИД Украины Андрей Сибига. На пресс-конференции 2 декабря генсек НАТО Марк Рютте сказал, что европейские страны альянса намерены усилить поддержку Киева из-за российских ударов по украинской гражданской инфраструктуре в условиях наступающей зимы. Рютте говорил о новых поставках Украине оружия, в том числе систем ПВО, закупаемых европейцами у США в рамках так называемой инициативы PURL. Значит, в альянсе сильно сомневаются, что миссия Уиткоффа и Кушнера приведет к результату в виде остановки конфликта.




