0
953
Газета НГ-Политика Интернет-версия

01.09.2009 00:00:00

Реквием по мечте

Андрей Бузин

Об авторе: Андрей Юрьевич Бузин - председатель Межрегионального объединения избирателей, кандидат юридических наук.

Тэги: выборы, россия


выборы, россия Иллюстрация РИА Новости

Административная управляемость выборов зиждется на нескольких ключевых факторах, реализованных федеральной властью на несколько лет позже, чем столичной. Такими факторами являются: а) политизация исполнительной власти (в частности, введение промежуточного уровня управления); б) создание бизнеса, тесно связанного с администрацией и зависящего от нее; в) создание всеохватывающей системы подконтрольных администрации СМИ; г) включение законодательной и судебной ветвей власти, а также органов вне ветвей (прокуратура, избирательные комиссии и др.) в единую корпорацию.

В общероссийском масштабе эти процессы особенно активно происходили именно в последнее десятилетие. Деградацию выборов в определенной степени сдерживало прогрессивное избирательное законодательство, но после избрания в 2003 году нового, «конструктивного» парламента, который «не хамит и не скандалит, а работает, сотрудничает с исполнительной властью», начался период непрерывного изменения избирательных законов. В начале 2007 года было заменено руководство ЦИК РФ, хотя и слабо, но сопротивлявшееся реакционной перекройке избирательного закона. Новый глава ЦИКа сразу же заявил, что не намерен заниматься оценкой законопроектов.

В двух словах реформу избирательного законодательства можно определить как «подстройку» закона под нужды и представления одной политической силы – неформальной партии российской бюрократии. Увы, не под общенациональные интересы и, увы, не направленную на развитие эффективной политической и государственной системы. Замечу, что, говоря о партии российской бюрократии, я имею в виду отнюдь не «Единую Россию», которая является лишь одним из придатков этой партии, прикрепленных к ее скелету – исполнительной власти (администрации).

За последние пять лет Государственная Дума приняла 29 законов, внесших изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» – основу российского избирательного законодательства. Вопреки надеждам А.А.Вешнякова, процесс «совершенствования» избирательного законодательства стал непрерывным. Эволюция российского избирательного права, практика российских выборов и сублимация партийной системы дают основания сделать несколько важных заключений относительно характера законодательных реформ, проводимых действующей властью.

Первое. Концепция реформ зиждется на убеждении, что политическую и партийную систему, гражданское общество можно построить волевым усилием администрации. Это заблуждение привело к тому, что начавшиеся было появляться ростки самостоятельной партийной системы были задушены, были подавлены возможности зарождения политических партий парламентского типа и появления новых немаргинальных политических лидеров, а сама партийная система приобрела «договорной» и закостенелый характер. Наиболее серьезными законодательными новшествами, способствовавшими такому результату, были изменения, связанные с укрупнением и осложнением регистрации политических партий, отмена избирательных блоков, предоставление электоральных преимуществ исключительно парламентским партиям, повышение заградительного барьера, введение полностью пропорциональной системы выборов в Госдуму, отмена губернаторских выборов и различные ограничения на выдвижение кандидатов.

«Укрепление и развитие партийной системы» выступает как основной аргумент при принятии поправок, которые реально ведут к замораживанию этой системы, так же как и гражданского общества в целом. Примером такой абсурдной аргументации может служить обоснование недавно принятого закона о лишении права общественных объединений выдвигать списки кандидатов на выборах.

Второе. Многие изменения избирательного законодательства преследуют очевидно узкогрупповые цели, то есть направлены не на совершенствование института выборов, а на предоставление электоральных преимуществ одной политической силе (не путать с «Единой Россией»! – см. выше). Можно привести много примеров, подтверждающих этот вывод, остановимся только на некоторых:

– отмена требования об обязательном освобождении от выполнения должностных обязанностей лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, то есть высших руководителей регионов и районов;

– увеличение с одной трети до половины предельной доли государственных и муниципальных служащих в избирательных комиссиях. Одновременно на федеральном уровне и во многих регионах была упразднена возможность направлять в избирательные комиссии наблюдателей от общественных объединений;

– пресечение попыток вешняковского ЦИК РФ воспрепятствовать практике кандидатов-паровозов и ввести наказание за отказ от участия в теледебатах;

– беспрецедентный и несовместимый со свободными выборами запрет на критику в телеэфире.

В русле самосохранения действующей власти лежат и поправки в Конституцию РФ, увеличившие сроки полномочий президента и Государственной Думы.

Важными и интересными с точки зрения анализа направленности реформ являются введение полностью пропорциональной системы на выборах в Госдуму и постепенное распространение этой системы на выборы других законодательных и представительных органов. Пропорциональная система первоначально противоречила интересам региональных властей, хорошо освоивших применение своего административного ресурса именно в одномандатных округах. Введение этой системы – результат процесса концентрации власти у федерального Центра, централизации и дефедерализации страны. Хотя первоначально возникали надежды на то, что эта реформа послужит расширению представительности избираемых органов, эти надежды рухнули вместе с вырождением партийной системы.

Очень показательными были и процедуры принятия нововведений. Стоит вспомнить метания Госдумы относительно количества региональных групп партийного списка в процессе подготовки «Единой России» к выборам 2003 года. Или экстренное принятие законов об отмене обязательного юридического образования для членов ЦИК РФ, об отмене графы «против всех». Или принятие законов с изменением концепции прямо в процессе рассмотрения, как это было с отменой явки и избирательного залога.

Третье. Действующая власть не желает широкого обсуждения и критической экспертизы законов. Экстренное принятие законов вообще не предполагает их обсуждения, а самодеятельность экспертов игнорируется.

Четвертое. Реформирование избирательного законодательства сопровождается активной пропагандой декоративных и косметических законодательных новшеств, рекламируемых как крупные завоевания демократии.

Почти одновременно с отменой избирательного залога был принят закон о предоставлении одного-двух мандатов в Государственной Думе партиям, преодолевшим пятипроцентный барьер, а также о предоставлении некоторых «парламентских» преимуществ партиям, представленным в законодательных органах трети субъектов Федерации. При этом апологеты этих «революционных» новшеств забыли сказать, что на настоящий момент таких партий, не представленных в парламенте, вообще нет, а 5% голосов при пропорциональной системе и пятипроцентном (и менее) заградительном барьере гарантируют не два, а 22 мандата. К аналогичным усовершенствованиям нашей избирательной системы можно отнести и другие широко освещаемые СМИ «прорывы» типа полупрозрачных избирательных урн и голосований по интернету.

Российские выборы завершают эволюционный виток. Последнее десятилетие они двигались, увы, в сторону, обратную не только демократии, но и декларированным в нашей Конституции принципам, а также международным избирательным стандартам. Нельзя сказать, что мы окончательно вернулись к ситуации советских выборов: изменились формы, подновлены декорации и ритуалы. Но для оптимистического прогноза история наших выборов последних 10 лет, к сожалению, оснований не дает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1091
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1495
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1127
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
935

Другие новости