0
1131
Газета Печатная версия

02.10.2002

Не прозелитизм, а братский диалог

Тэги: ватикан, католики, документ

"Прозелитизм католиков среди традиционно православного населения России и других стран СНГ обесценивает декларированное Вторым Ватиканским Собором Римско-Католической Церкви ее отношение к Православной Церкви как к "Церкви-сестре". Этими словами начинается справка Отдела внешних церковных связей РПЦ МП "Католический прозелитизм среди православного населения России" от 25 июня 2002 года. Главный упрек РПЦ в адрес католиков - нынешняя политика Ватикана в отношении России и РПЦ является враждебной, прозелитической и экспансионистской. Именно так было расценено преобразование католических апостольских администратур в епархии РКЦ в России, имевшее место в феврале нынешнего года. Католики отрицают обвинения МП. "Мы не боремся за "религиозный рынок" и не рассматриваем Россию как миссионерское пространство", говорит глава российских католиков архиепископ Кондрусевич. В недавнем открытом обращении к правозащитным организациям он заявляет о развернутой в стране широкомасштабной антикатолической кампании и формировании образа "католика-врага" в российском обществе. Под антикатолической кампанией подразумеваются пять случаев отказа в выдаче въездных виз католическим священнослужителям-иностранцам, работавшим в России. Все отказы, как известно, сделаны за последние полгода российскими властями без объяснения причин. Не секрет, что католики винят в этом Русскую Православную Церковь. Обострение отношений между православными и католиками в России заставляют нас, журналистов, освещающих разразившийся скандал, обратиться к заявлениям Католической Церкви десятилетней давности. Немногие, в том числе и среди католиков, помнят ватиканский документ 1992 года, принятый комиссией Pro Russia, регулирующий деятельность Католической Церкви на территории России и ее отношения с РПЦ. Документ обязывает католиков сохранять отношения братской любви с православными и стремиться к единению и взаимопониманию между Церквами. Для достижения этих целей Ватикан призывает католиков избегать чрезмерного рвения в пастырской деятельности на территории России и стараться согласовывать свои действия с православными епископами. Редакция "НГ-религий" полагает, что документ "Общие принципы и практические нормы координации евангелизаторской деятельности и экуменические обязательства Католической Церкви в России и других странах CНГ" можно назвать своего рода программным заявлением Ватикана в связи с приходом в Россию Католической Церкви в качестве самостоятельной структуры, и публикует его с небольшими сокращениями.
Из досье "НГР":
Комиссия Pro Russia создана Ватиканом в 1925 г. В ее юрисдикцию входили епархии латинского обряда на территории СССР. 15 марта 1993 г. преобразована в межведомственную постояннодействующую Комиссию по делам Церкви в Восточной Европе.

Введение

Церковь получила от Христа миссию проповедовать всем людям спасительную Весть о том, что Она является мессианским народом, "поставленным Христом для общения в жизни, любви и истине, взятым Им как орудие избавления всех и посланным всему миру, как свет миру и соль земли (см. Мф. 5:13-16)" <...>.

На одной и той же территории не все, к которым обращено Евангельское Благовестие, принимают его одинаково: имеются как верующие - члены Католической Церкви, братья и сестры других христианских конфессий и традиций, так и те, которые, хотя и получили эту Весть, но не приняли ее и остались неверующими или атеистами. Церковь печется обо всех и о каждом в отдельности в соответствии с положением каждого из них.

Руководящие инструкции, содержащиеся в этом документе, касаются особых условий, создавшихся на территории бывшего Советского Союза и в странах Восточной Европы. В них принимается во внимание многовековое присутствие там Православной Церкви, а также печальная история этих народов, страдавших под коммунистическим режимом. <...> Не в соперничестве друг с другом, а в совместных усилиях по восстановлению единства, желаемого Христом, призваны Католическая и Православная Церкви исполнять свою миссию так, чтобы их свидетельство полностью отвечало воле Христа, который для нас - Путь, Истина и Жизнь, - как в делах собственной Церкви, так и в совместных мероприятиях обеих Церквей, соблюдая при этом уважение к свободе совести каждого человека и к свободному распределению даров Святого Духа.

I. Общие принципы

1. После 60 лет существования официального атеизма на территории бывшего Советского Союза католические общины латинского, византийского и армянского обрядов особо нуждаются в новой евангелизации. Эта потребность послужила причиной ускоренного преобразования местной иерархии, выражающейся в назначении епископов или апостольских администраторов для общин латинского обряда Белоруссии, России, Казахстана и Украины, в признании "missio canonica" епископов Католической Церкви византийско-украинского обряда, посвященных в подполье, а также в учреждении епископской кафедры для армянских католиков.

2. Епископы и апостольские администраторы, следовательно, обладают правом и долгом печься о духовных запросах католиков, вверенных их пастырскому попечению. Они должны заботиться о том, чтобы обеспечить присутствие священника в различных общинах, причем так, чтобы и немногочисленные общины (пусть даже и нерегулярно) духовно окормлялись священником через совершение Божественной Литургии и других Таинств и могли получать должное религиозное воспитание <┘>.

3. Целью апостольских структур, которые епископы и апостольские администраторы организуют на вверенных им территориях, должно стать служение нуждам имеющихся там католических общин. Таким образом, Католическая Церковь ни в коем случае не должна вступать в соперничество с Русской Православной Церковью или с другими христианскими Церквами, имеющимися на той же территории. Так называемый прозелитизм, то есть любое давление на совесть, под каким бы видом оно ни совершалось и от кого бы оно ни исходило, полностью противоречит апостолату и, конечно, не является тем методом, который применяется пастырями Католической Церкви. По этому поводу Второй Ватиканский Собор заявляет: "Церковь строго запрещает принуждать или вовлекать неуместными ухищрениями или приманивать к принятию веры <...>" (Декрет о миссионерской деятельности Церкви "Ad Gentes" # 13.)

4. Апостольская деятельность на территориях СНГ и в странах Восточной Европы требует от католиков как верности их собственной миссии, так и подлинной заботы о православных братьях и сестрах, оказывая при этом уважение их вере, чтобы вместе с ними подготовить церковное единство, желаемое Христом. Говоря точнее, речь идет о том осуществлении единства в истине, о котором молился Христос (см. папское послание "Evangelii Nuntiandi" # 54). Эту подготовку к столь желаемому единству можно будет осуществить, развивая братское доверие между епископами, священниками и верующими обеих Церквей.

5. При полном уважении религиозной свободы - неотъемлемого права каждого человека - епископы и священники должны будут очень внимательно взвешивать те причины, которые побуждают людей становиться членами Католической Церкви, стремясь довести до их сознания понимание их обязательств в отношении их родной Церкви.

"Декларация о религиозной свободе", обнародованная Вторым Ватиканским Собором, является для Католической Церкви основополагающим документом в этом отношении. При удобном случае будет целесообразно напоминать об этих принципах, требуя от всех уважения к религиозному выбору каждого верующего.

6. Каждый католик хорошо знает, что "Церковь по своей природе является миссионерствующей" <...>.

Следовательно, апостольская деятельность Католической Церкви на территории СНГ сегодня более чем когда бы то ни было должна носить экуменический характер. Она должна всеми способами содействовать диалогу между христианами в свете принципов, провозглашенных Вторым Ватиканским Собором и последовавшими за Собором документов. <...> Не прозелитизм, а братский диалог между последователями Христа, диалог, питаемый молитвой и развиваемый христианской любовью, направленный на восстановление того полного единства между Византийской и Римской Церквами, которое существовало в первом тысячелетии, является путем к этому единству. Этот диалог должен вестись как на местном, так и на региональном и международном уровнях. Его целью должно стать содействие взаимному доверию, с тем чтобы христиане разных вероисповеданий смогли сотрудничать в делах апостольского, общественного и культурного характера <...>.

7. Безусловно, что деятельность, которую Католическая Церковь ведет в тех областях на территории СНГ, которые отмечены присутствием и глубоким влиянием православной и армянской традиций, должна проводиться согласно методам, существенно отличающимся от тех, которые предусматриваются в отношении миссии "ad gentes" <┘>.

Церковь латинского обряда в этих областях должна относиться с большим уважением к глубоко укоренившимся восточным традициям, и в особенности к традициям Православной Церкви. Пережив долгий период преследований, трудностей и всякого рода ограничений, Православная Церковь сегодня находится перед лицом серьезной задачи проведения новой евангелизации традиционно-православных народов, воспитанных и выросших в атеизме.

Таким образом, в братском диалоге с местными епископами Православной Церкви и при полном уважении к религиозным убеждениям граждан пастыри Римской Церкви должны приложить все усилия к поощрению сотрудничества с Православной Церковью во всех возможных направлениях, дабы перед глазами всех засияло то единство в любви, которое должно царить между Церквами, как преддверие к полному церковному общению.

Восточным Церквам, находящимся в общении с Римским Апостольским Престолом и, в частности, Католической Церковью византийско-украинского обряда, Второй Ватиканский Собор напоминает, что на них "лежит особый долг поощрять единство всех, в особенности восточных христиан, согласно нормам декрета этого Собора "Об экуменизме" <...>.

8. Процесс реорганизации Католической Церкви в странах СНГ сопровождался, к несчастью, напряженными отношениями с Православной Церковью. Это произошло на Украине, в частности, в вопросе распределения церковных зданий после признания свободы совести со стороны гражданских властей бывшего СССР с последовавшим признанием Католической Церкви византийского обряда, репрессированной в 1946 году.

Несомненно, нельзя назвать "прозелитизмом" тот факт, что целые общины во главе со своими священниками, которые были вынуждены признавать себя православными в годы уничтожения и преследования Греко-Католической Церкви ради того, чтобы выжить, теперь, вновь обретя свободу, заявили о своей принадлежности к Греко-Католической Церкви. Речь идет о свободном решении со стороны народов, которые до 1946 года открыто исповедовали свою католическую веру.

Тем не менее разногласия по поводу церковных зданий создали болезненное препятствие на пути экуменизма.

Святейший Престол в согласии с Московским Патриархатом в январе 1990 года пытался обеспечить мирное распределение церковных зданий с помощью директивных указаний. К сожалению, цель не была достигнута в силу возникшей там ситуации, вызванной предшествовавшими событиями. Однако недопустимо, чтобы ответственность за неудачную работу "Четырехсторонней комиссии" ложилась только на одну сторону <┘>.

II. Практические указания

В свете вышеназванных принципов с целью рассеяния появившихся в Православной Церкви опасений и восстановления взаимного доверия, необходимого для подлинного экуменического диалога между двумя Церквами как на местном, так и на международном уровнях, даются следующие практические указания.

1. Епископы и апостольские администраторы на вверенных им территориях обязуются поощрять экуменическое воспитание всех, занимающихся пастырской и апостольской деятельностью (священников, монахов, монахинь и мирян), дабы во всех созревало "экуменическое мышление", отвечающее принципам Второго Ватиканского Собора и указаниям Святого Престола, с учетом собственного пережитого ими опыта <┘>.

Кроме того, они должны всячески способствовать добрым отношениям с местными иерархами Православной Церкви, сознавая переживаемые ею трудности, с тем чтобы создать атмосферу доверия и спокойного сотрудничества. Даже если в прошлом существовали причины для противоречий, они должны тем не менее напоминать своим верующим о том, что лишь обращение сердец и искреннее прощение обидчиков позволит им называть себя истинными последователями Христа.

В тех случаях, когда такое положение оказывается трудно достижимым, епископы и апо-стольские администраторы должны поставить в известность об этом представителя Папы, Папский Совет по содействию христианскому единству, а также другие ведомства Римской курии, если эти вопросы входят в компетенцию последних. Сотрудничество с этими вышестоящими инстанциями сможет немало способствовать разрешению особых случаев, могущих оказаться предметом переговоров с Московской Патриархией или с руководством других Церквей.

2. Епископы и апостольские администраторы как лица, ответственные за все пастырские начинания, предпринимаемые для благоустройства духовной жизни католических общин, должны заботиться о том, чтобы пастырская деятельность, проводимая в пределах их церковных округов, не давала повода к неправильному пониманию ее как "параллельной структуры евангелизации". По поводу этого канон 905 Кодекса канонов Восточных Церквей предписывает избегать, с одной стороны, ложного экуменизма, а с другой - чрезмерного рвения.

В согласии с предусмотренным Церковным правом (канон 394, 1-го Кодекса канонического права; канон 203 Кодекса канонов Восточных Церквей) священники, монашествующие и члены движений мирян, которые хотели бы заниматься апостольской деятельностью в странах СНГ, должны действовать в тесном сотрудничестве с местными правящими епископами или их заместителями, находясь в их подчинении, и воздерживаться от любой инициативы, которая предварительно не была бы одобрена теми же правящими епископами, а также тщательно соблюдать исходящие от них указания, разумеется, в пределах собственной юрисдикции.

При наличии серьезных затруднений епископы и апо-стольские администраторы должны своевременно сообщать об этом представителю Папы и Святейшему Престолу.

3. Для содействия гармоническому сосуществованию с Православной Церковью и в доказательство открытости, которой должна быть отмечена любая пастырская инициатива Католической Церкви, епископы и апо-стольские администраторы должны информировать правящих епископов Православной Церкви обо всех важных пастырских инициативах, в особенности об учреждении новых приходов, необходимых для духовного окормления католических общин, уже существующих на местах.

Святейший Престол убежден, что православные епископы, разделяющие заботы о евангелизации своих пасомых, будут рады способствовать духовному окормлению католических общин, существующих на территории их епархий, а также возвращению храмов католическим восточным или латинским общинам там, где они их все еще лишены.

Однако, если в силу определенных обстоятельств возникнут расхождения в оценке целесообразности проведения пастырской инициативы, которую епископ или апостольский администратор считает необходимой для духовного блага (пусть даже немногочисленной группы) верующих католиков, епископ или апостольский администратор, использовав вышеуказанные средства диалога, может поступать согласно своей совести, поскольку он ответственен перед Богом за духовную жизнь всех и каждого члена Католической Церкви <...>.

4. Если позволяют обстоятельства, пастыри Католической Церкви, исполненные миссионерского рвения и заботы о евангелизации миллионов людей, еще не познавших Христа, должны прилагать усилия для того, чтобы в сотрудничестве с православными епископами развивать пастырские начинания Православной Церкви, радуясь при этом тому, что совместными усилиями они могут способствовать воспитанию благочестивых христиан.

5. Рекомендуется уведомлять представителей Православной Церкви о любой инициативе социального порядка (в том числе в области воспитательной и благотворительной деятельности), к выполнению которой могут быть призваны учреждения Католической Церкви западных стран с целью содействия общему благу стран СНГ или Восточной Европы.

Если государство или гражданское учреждение обращается к монашеским орденам или другим учреждениям, юридически зависимым от католической иерархии, с просьбой о содействии, то по долгу христианской любви руководители таких католических церковных учреждений должны информировать православные общины, даже если имеется предположение, что эти гражданские учреждения со своей стороны это уже сделали.

6. Когда священники или епископы других стран приглашаются государственными учреждениями (культурными, научными или др.) к участию в каких-либо мероприятиях, то рекомендуется, по долгу вежливости, предупредить об этом Православный или Армянский Патриархат. Аналогичным образом целесообразно предварительно сообщить в Патриархат, если представитель православных кругов приглашается участвовать в каком-то мероприятии, организованном Католической Церковью на территории СНГ.

<┘>

8. Церковные здания, необходимые для литургической и церковной жизни христианских общин, должны отвечать их требованиям, исходящим из личных прав на совершение - индивидуально или в общине - религиозных обрядов собственной веры <...>. Если речь идет о постройке нового здания, то следует взвесить ее необходимость прежде, чем просить требуемое согласие у епархиального епископа (канон 1215, 1-го Кодекса канонического права; канон 870 Кодекса канонов Восточных Церквей). В некоторых случаях было бы целесообразно, чтобы католическая и православная общины, а также другие христианские конфессии пользовались одним и тем же церковным зданием по обоюдному соглашению, которое затем представляется на одобрение соответствующим церковным иерархам.

Заключение

Проповедь Евангелия всему творению не может не учитывать высшей заповеди любви, ибо Иисус сказал: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.13:35). Средства, способы и методы, предложенные здесь католическим общинам, направлены на то, чтобы помочь им с полной открытостью отвечать этому призванию и благодати быть свидетелями единства, желаемого Христом.

Все призываются к обновлению духа общения, предложенного Вторым Ватиканским Собором, с тем чтобы братские отношения, которые должны существовать между последователями Христа, могли привести к полному общению в вере и любви. Таким образом, будет исключен "всякий дух соперничества" (Декрет "Unitatis redintegrato", # 18) и, разрушив стену, отделяющую Западную Церковь от Восточной, они приобретут наконец единую обитель, прочно основанную на краеугольном камне, Иисусе Христе, Который из обеих соделает Единую. n

Ватикан, 1 июня
1992 года


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Язык законов гражданам непонятен

Язык законов гражданам непонятен

Екатерина Трифонова

Перед применением правовых актов возникают трудности с их прочтением

0
1243
Сдувая пыль с кассетного плеера

Сдувая пыль с кассетного плеера

Станислав Секретов

Путешествия из пункта А в пункт Б, уральские предания и ватиканские шпионы

0
1698
Папа Франциск не дал американцам разобраться с педофилами

Папа Франциск не дал американцам разобраться с педофилами

Станислав Минин

Епископов США попросили не торопить события

0
3479
"Ватерлоо" свободы, равенства  и братства

"Ватерлоо" свободы, равенства и братства

Артур Приймак

Пришедший в Россию из Франции секуляризм ведет неравный бой и в Москве, и в Париже

0
1806

Другие новости

Загрузка...
24smi.org