Мозаика на греко-католическом храме Святого Владимира (Чикаго, США).
Фото из блога yarowind.livejournal.com
Президент Украины Петр Порошенко подписал 25 февраля указ «О праздновании памяти князя Киевского Владимира Великого – создателя средневекового европейского государства Руси-Украины». Тысячелетие со смерти князя планируется отметить историко-культурными и религиозными мероприятиями. Посольствам за рубежом рекомендуется провести мероприятия с участием организаций украинских диаспор, демонстрируя тем самым миру, кому принадлежит наследие крестителя Руси.
В свою очередь, Россия пытается «закрепить» память князя за собой. В тот же день, когда был издан указ Порошенко, Мосгордума приняла постановление о включении памятника князю Владимиру Святому на смотровой площадке на Воробьевых горах в перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения. 25-метровый монумент, изображающий князя с крестом в руках, будет обращен в сторону центра российской столицы. Изготовление и установку памятника берет на себя Российское военно-историческое общество (РВИО), выступившее с инициативой его создания, а проектирование – Министерство культуры России. Общая стоимость монумента с учетом всех этих работ составит 25 млн руб. Как сообщил председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы Евгений Герасимов, открыть памятник могут уже 4 ноября с.г., то есть в День народного единства. Первоначально, судя по сайту РВИО, речь шла о 28 июля, когда отмечается День крещения Руси. Начиная с 2010 года в России это государственная памятная дата.
День крещения Руси широко отмечался в 2009–2013 годах с участием патриарха Кирилла в Киеве, где на берегах Днепра в 988 году произошло это историческое событие, но все изменила смена власти в Украине год назад. В 2014 году в украинскую столицу предстоятель РПЦ не приехал. По сути, оказались свернуты торжества и в российской столице (см. «НГР» от 06.08.14). Судя по всему, за прошедшее время для праздника все же нашли новый масштабный идеологический месседж, и осенью 2014 года на сайте РВИО стартовал конкурс на проект памятника и сбор денег на него. Собрали за полгода, правда, всего 20 тыс. руб. из необходимых 100 млн руб., так что без государственной помощи здесь явно не обойтись.
![]() |
Проект памятника на Воробьевых горах в Москве. Компьютерный эскиз с официального сайта Российского военно-исторического общества |
На заседании Мосгордумы Евгений Герасимов сообщил, что проект памятника уже поддержал президент России Владимир Путин, и вообще, «его (князя Владимира. – «НГР») заслуги настолько велики, что памятник нужно воспринимать не просто как (монумент в честь. – «НГР») исторического персонажа, а как своего рода духовный оберег». В связи с последним заявлением нельзя не вспомнить строки из президентского Послания Федеральному собранию 4 декабря 2014 года: «Именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это дает нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм».
«Москва сегодня фактически является центром православного христианства!» – говорит один из инициаторов установки памятника, сопредседатель движения «Народный собор» Владимир Хомяков. Он поясняет, что «именно с князя Владимира и Крещения Руси пошло формирование полноценного государства и русского народа», и «изначально центром православного христианства был Киев, потом – Владимир, а дальше уже Москва». Это традиционная идеологема, подчеркивающая преемственность Москвы и ее великих государей от Киевской Руси.
Среди украинских националистов популярна другая концепция, сформулированная в «Истории Украины-Руси» Михаила Грушевского, первый том которой вышел в 1898 году во Львове, принадлежавшем тогда Австро-Венгрии. Согласно трактовке Грушевского, «Украина» существовала в Приднепровье еще во времена первых князей киевских, чье наследие потом присвоила себе финно-угорская «Московия», якобы изначально враждебная киевской «Украине-Руси».
Интересно, что в состав инициативной группы по установке памятника Владимиру Святому в Москве входят архимандрит Сретенского монастыря Тихон (Шевкунов), которого в начале 2000-х годов негласно называли «духовником Путина», и близкий к президенту России глава байк-клуба «Ночные волки» Александр Залдостанов (Хирург). Еще один член оргкомитета, уже упомянутый выше сопредседатель движения «Народный собор» (оно известно прежде всего борьбой за «традиционные ценности и духовность», в 2012 году его члены участвовали в контракциях против сторонников Pussy Riot у храма Христа Спасителя и московских судов) Владимир Хомяков вплоть до конца 2014 года также являлся сопредседателем партии «Великое Отечество», чей лидер Николай Стариков вместе с Залдостановым в январе создал движение «Антимайдан» и был одним из фронтменов прошедшего 21 февраля по Москве одноименного марша.
Вследствие идеологических споров Хомяков в конце 2014 года вместе со своей «национально-патриотической фракцией» был изгнан из партии Старикова и уже 24 января с.г. появился в качестве модератора на пресс-конференции движения «Новороссия» Игоря Стрелкова. Стрелков же и Стариков последние месяцы ведут заочную словесную дуэль о том, чья именно организация должна быть главным «антимайданом» России и главным московским союзником ополченцев Донбасса. Стоит добавить, что, будучи командиром ополченцев в Славянске, а затем министром обороны Донецкой народной республики, Стрелков проявил себя также как ревнитель православия. Он ввел в своих частях знамя с ликом Христа, которое освятил священник в кафедральном соборе Славянска, а начальником в войсках по идеологической работе назначил руководителя движения «Народный собор Украины» Игоря Друзя, который осенью 2013 года проводил в Киеве крестные ходы против евроинтеграции (см. «НГР» от 04.12.13), а сейчас регулярно участвует в собраниях православной общественности в Москве, например он был на «антиабортном» заседании в зале соборов храма Христа Спасителя. Здесь идеология тесно переплетается с политическими реалиями современных России и Украины.