0
5674
Газета Печатная версия

01.02.2017 00:01:00

Роман о «молодом папе» был создан за 112 лет до сериала

Британский писатель начала XX века предвосхитил многие события в истории мира и Ватикана

Ольга Позняк
Магистр религиоведения

Об авторе: Ольга Сергеевна Позняк – аспирант кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена.

Тэги: рольф, молодой папа, адриан седьмой, ватикан, католическая церковь


Курящий и молодой папа появился на свет еще в 1904 году. 	Обложка издания романа «Адриан Седьмой» от Ballantine Books
Курящий и молодой папа появился на свет еще в 1904 году. Обложка издания романа «Адриан Седьмой» от Ballantine Books

Недавно вышедший сериал «Молодой папа» вызвал бурные обсуждения среди публики, в одинаковой степени причастной к массовой культуре и тонкостям католической политики. Телесериал рассказывает историю вымышленного папы Римского Пия XIII. Однако мало кто знает, что еще задолго до изобретения телевидения подобный сюжет использовал в своем романе британский писатель начала XX века. Автор произведения – достаточно эксцентричная личность, Фредерик Уильям Рольф, известный современникам под псевдонимом «барон Корво». Более того, критики и рецензенты полагают, что роман о вымышленном папе за авторством Рольфа представляет собой не просто художественное произведение, но фантастическую автобиографию, в которой тот описал свою несбывшуюся мечту. Сам Рольф в своей настоящей жизни был весьма и весьма далек от титула папы Римского – ему не удалось стать даже обычным католическим священником.

Фредерик Уильям Рольф родился в 1860 году в Чипсайде (Лондон) в семье мастера фортепьяно. В довольно раннем возрасте – 14 лет – он занялся преподаванием, оставив школу. В 1886 году он принял католицизм, но этим дело не ограничилось: он решил поступить в семинарию, чтобы стать священником. Достичь ординации ему не удалось, его отчислили из двух семинарий: сначала в 1887 году из Сент-Мери Колледжа (Оскотт), затем, в 1889 году, из Колледжа шотландцев (Рим). Одной из причин отчисления стала его репутация гомосексуалиста. Впоследствии его биографы обращали внимание на переписку Рольфа с мужчинами и некоторые особенности его творчества. Так, Альфонс Джеймс Альберт Саймонс в книге «В поисках Корво» предположил, что Рольф был латентным гомосексуалистом, который не смог принять свою природу и страдал от этого.

Рольф был убежден в том, что враги помешали ему воплотить его истинное призвание. Как пишет один из его биографов, писатель в течение 20 лет после своего изгнания из колледжа хранил верность обету безбрачия, так как надеялся на то, что иерархи Католической церкви «одумаются» и призовут его к служению. И хотя этого не случилось, он не дрогнул в своей вере. Рольф полагал, что все католики должны помогать друг другу. Руководствуясь этим, в 1891 году он забрасывал письмами газеты, через которые пытался достучаться до Церкви. Он ожидал, что католики предложат ему свою помощь, не сомневаясь в праве на нее ввиду одаренности и исключительности Рольфа. Он умел произвести впечатление на состоятельных и знатных лиц, которые оказывали ему покровительство и материальную поддержку, в числе них была герцогиня Сфорца Чезарини. Рольф утверждал, что она передала ему в пользование титул «барон Корво». Он предпочитал быть известным как барон Корво в обществе, так ему охотнее давали деньги в долг.

Находясь в ожидании признания права на священство от Католической церкви, Фредерик Рольф обратился к творчеству, проявив себя в живописи, фотографии, журналистике и литературе, охотно обращаясь и к религиозной тематике. Так, в музее Холивелла (Северный Уэльс) можно увидеть пять сохранившихся хоругвей из 14, на которых фигуры святых были написаны Рольфом во время его проживания в Холивелле во второй половине 1890-х годов по заказу местного приходского священника.

В дальнейшем он посвятил себя прозе, написав серию рассказов, в которых затрагивается тема религии и святости. Они изданы в сборнике «Истории, рассказанные мне Тото» в 1898 году. Перу Рольфа также принадлежат несколько весьма необычных романов, где он обращается к историческому жанру. В 1901 году он написал «Хроники Борджиа», довольно нереалистичные, хотя для работы над ними он получил доступ к семейным архивам Борджиа от одного из потомков знаменитого рода.

Впрочем, он никогда не зарабатывал много как писатель, и здесь он снова видел происки врагов, обвиняя редакторов в интригах, хотя те выплачивали ему авансы из жалости, чтобы он не умер с голоду, да и отзывы на многие его произведения были смешанными и редкими. Слава к нему как к литератору пришла уже после его смерти, которую он встретил в нищете в 1913 году. В 1923 году появилась статья Шейна Лесли о его творчестве, после чего родился «культ Корво». Еще больший интерес к Рольфу и его работам вызвала биография «В поисках Корво» Саймонса, и только позднее стали публиковаться романы и письма самого Рольфа.

Один из таких романов – «Адриан VII» (1904 год), в котором главный герой – Джордж Артур Роуз – реализует мечту автора. Как и Рольф, он англичанин и бывший семинарист, занимается фотографией и живописью, однако ему везет куда больше, чем его создателю. Через 20 лет после изгнания из семинарии Роуза находят кардинал-архиепископ и епископ, предлагающие ему сан священника и денежную компенсацию за его страдания. Тем временем конклав кардиналов, поделенный на фракции, все никак не может избрать нового папу Римского. Когда же кардинал и епископ привозят в Рим Роуза, они направляются в Сикстинскую капеллу, где, к удивлению последнего, ему сообщают, что он избран новым папой. Герой предполагает, что конклав кардиналов восхитила его 20-летняя верность жажде обретения священства. Он принимает имя Адриан VII в честь последнего английского папы Адриана IV.

Далее этот нетрадиционный папа, курящий и молящийся по-гречески, в течение года издает буллы и проводит реформы, поражающие кардиналов. Некоторые из них пытаются созвать Вселенский собор, чтобы провозгласить его еретиком. Адриан VII жестко провозглашает: духовенство не должно заниматься торговлей, на робкие вопросы о достижении средств на существование понтифик заявляет, что Церковь должна существовать на пожертвования, Бог поможет ей. Папа выпускает буллу, в которой говорит о личной (а не общества) ответственности каждого человека за свои поступки. Еще больше кардиналов поражает требование понтифика отказа Церкви от светской власти. Роуз распродает папские регалии и требует, чтобы духовные ордена не вмешивались в светские дела. Также вымышленный папа борется с социализмом: он провозглашает догмат о равенстве невыполнимым, объясняет, что социалистами управляет желание улучшить свое состояние за счет своих братьев, дележ частной собственности – это грабительство. При этом Адриан VII полагает, что самодержавие должно исчезнуть, в XX веке конституционная монархия заняла свое законное место.

Интересно, что Фредерик Рольф в своей истории предвосхитил канонизацию Жанны д’Арк – она будет объявлена святой лишь спустя 16 лет после выхода романа (а также Иоанна Боско – его канонизируют только в 1929 году). Его герой канонизирует еще несколько неоднозначных личностей в английской истории: так, Генриха VI Ланкастера причисляют к блаженным за его кротость и страдания. Канонизирована и Мария Стюарт как мученица и законная королева Англии и Шотландии, так как Адриан VII полагал, что она являлась законной наследницей Маргарет Тюдор, к ее потомкам (а не к остальным детям Генриха VIII) после смерти Марии Тюдор, по мнению кардиналов, должна была прийти власть. Причислен к лику святых и Данте Алигьери.

Несмотря на принцип отказа от светской власти, Адриан VII продвигает свои взгляды на мировую политику того времени. Лишь пять государств достойны суверенитета: Англия, Германия, Италия, Япония и США. Остальные страны в большей или меньшей степени должны быть управляемы извне. Так, на его взгляд, Англия должна получить под свой контроль Азию, Африку и Австралию. Он восхищался американской кипучей энергией, поэтому США должны были управлять Южной Америкой. Выдвигается идея о восстановлении Римской империи с Южным и Северным императорами, таковыми были короли Германии и Италии, которые будут контролировать европейские государства. Часть России до Уральских гор также, по его идее, должна отойти под контроль Германии. Японии Рольфом «разрешено» аннексировать Сибирь. В романе подписывается договор о подобном разделе территорий.

Но судьба к главному герою благосклонна не до конца – Адриан VII был папой Римским лишь год, а затем застрелен одним из социалистов, которого он перед смертью простил.

Впоследствии по роману Питером Луки была написана пьеса (1967), постановка которой оказалась довольно успешной.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Появятся ли на Амазонке женатые священники

Появятся ли на Амазонке женатые священники

Станислав Минин

Синод в Ватикане обсуждает радикальные миссионерские решения

0
1323
Ватиканский авантюрист, обманувший три разведки

Ватиканский авантюрист, обманувший три разведки

Алексей Казаков

Почему Вирджилио Скаттолини в ЦРУ называли «бумажной фабрикой»

0
879
Папа Франциск создаст службу «одного окна» для епископов

Папа Франциск создаст службу «одного окна» для епископов

Станислав Минин

В новой Римской курии миссионеры будут стоять выше инквизиторов

1
1593
Глас вопиющего в Пекине

Глас вопиющего в Пекине

Подпольные католики Китая не одобряют соглашательства Ватикана

0
3856

Другие новости

Загрузка...
24smi.org