0
4244
Газета Non-fiction Интернет-версия

14.01.2016 00:01:00

Жили весело, опасно, с удовольствием…

Тэги: театр, театр им. моссовета, михаил жаров, фаина раневская, ростислав плятт, козьма прутков, олег ефремов


книга
Анатолий Адоскин.
«Ах, если бы вы знали,
если бы вы слышали…».
– М.: Р. Валент, 2015.
– 264 с.

Открываешь книгу Адоскина, известного актера, народного артиста России, и тут же спешишь ее закрыть, наткнувшись на очень личное и нежное посвящение. Но – не закрываешь, повинуясь другому чувству – искреннему любопытству, и совсем скоро понимаешь, что с этим личным посвящением вышел весь тираж. «Моей Лесеньке – счастью всей моей жизни. Анатолий Адоскин» – выведено и в печати повторен почерк старика-аристократа. Лесенька – жена, их двоих можно встретить, прогуливающимися в районе Садового кольца, вероятно, актер живет где-то в центре.

Близко Адоскина я никогда не знал, хотя однажды он был у меня на «Маяке» накануне очередной премьеры в Театре имени Моссовета, они пришли вдвоем с народным артистом России Борисом Ивановым. Разговор в какой-то момент вырвался из круга грядущей премьеры, и оба они, кажется, позабыв про меня, предались радостным воспоминаниям о старом Доме актера на улице Горького и замечательных, совсем не безопасных аполитичных, а на языке той страны – антисоветских шалостей. 

В книге воспоминаний об одном из этих номеров Адоскин рассказывает подробно: как они вышли на сцену с куплетами про стукача, неизменного спутника любого актера в заграничных путешествиях. Песенка про сурка была переделана элегантно: «По разным странам я бродил, и мой («тук-тук») со мною, Париж и Вену посетил, и мой («тук-тук») со мною…» Далее: «Реакция зала была оглушительной. Директор Союза театральных деятелей, бедняга Михаил Иванович Жаров с криком: «Сволочи!» – сорвался с места и бросился звонить товарищу Семичастному…» Жили весело, опасно, с удовольствием.

В самом начале книжки автор сравнивает, уподобляет себя чеховскому «многоуважаемому шкафу» – переполненный воспоминаниями Адоскин теперь спешит поделиться ими с читателем. Но – нет, не так. «Спешит поделиться» – штамп, не имеющий к Анатолию Михайловичу отношения. Адоскин, кажется, всячески сопротивляется просьбам, идущим со всех сторон, чтобы он рассказал поскорее (пока не поздно!) про то и про это, про детство, про войну, эвакуацию, возвращение в Москву, про театр, про великих соратников, с которыми он сидел в соседних гримуборных и – великое счастье! – кто одаривал его своей дружбой, приязнью, как великая Раневская. Про Раневскую, давно ставшую «бродячим сюжетом» актерских и неактерских воспоминаний, а сама она уже давно представляется многим ходячим анекдотом – про нее Адоскин рассказывает с нежностью и печалью, рассказывает, как готовил свою телепередачу о ней, как подбирал слова. Трепетный к слову автор, кажется порою, выбирая самые верные слова, топчется на одном месте, пробуя то одно слово, то другое, оставляя все сразу, но в конце концов выбираясь к тем самым, точным.

Плятт, Раневская, Завадский – обязательные герои воспоминаний актера, прослужившего большую часть своей жизни в когда-то славном Театре имени Моссовета, а сегодня – славном все еще в той мере, в какой этот театр помнит о своем великом прошлом. Но мемуары Адоскина обладают еще одной, особенной ценностью, поскольку в какой-то момент актер откликнулся на приглашение Ефремова и пошел работать в молодой «Современник», и воспоминания Адоскина теперь закрывают лакуны в этой интереснейшей и все еще не написанной истории одного из главных театров второй половины ХХ века и уж точно главном театре советской оттепели. Поездка на гастроли в Грузию, а потом в Азербайджан, а до того – почти никому не известная, совсем забытая сегодня страница жизни «Современника» – попытка сослать театр из Москвы, с глаз долой, из сердца вон – в Сибирь. Караганда, Курган, Кемерово… Смешное, очень смешное, грустное, как в детской игре: «по ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке, по ямкам, по ямкам…» Элегантный и в нынешнем своем возрасте, эстет, автор высокоинтеллектуальных телевизионных монологов о Жуковском, Кюхельбекере, Боратынском, Козьме Пруткове, он в своих рассказах вдруг обнаруживает непотерянное чувство самоиронии, когда, к примеру, доходит до похорон Ефремова и, не теряя любви к учителю и великому строителю театра, рассказывает, как потерял сознание в зале и был вынесен на носилках скорой помощи под грянувшие звуки похоронного оркестра. 

Как часто бывает, очень много интересного в этих мемуарах расположено, если можно так сказать, на полях – на полях главных сюжетов, в пояснительных предложениях. Театральный быт – быт самого театра, а вернее, нескольких театров, в том числе Театра имени Моссовета и «Современника», таких важных в те годы, на которые пришлась актерская молодость и зрелость Адоскина, – и быт актерский – актерская жизнь, описание квартир, как приглашали, как принимали великие, не великие… Как однажды пригласил Серафиму Бирман посмотреть «Маскарад» со своим участием и как потом она «в ответ» пригласила его к себе домой на улицу Неждановой, ныне – Брюсов переулок, усадила в старинное кресло, напоила чаем с шоколадным тортом, чтобы в конце концов обрушиться: «Как вам не стыдно! Что за новаторство! Это же Лермонтов!» 

Вероятно, по характеру Адоскин – страшный зануда, не знаю, повторяю, что лично с ним не знаком, но в книге это качество его (если только я не ошибаюсь) просвечивает иной, почти потерянной в сегодняшнем актерском ремесле стороной: необычайной ответственностью к слову, к делу, к каждой роли, к каждому выходу в этой роли или – в любой другой. В этом смысле он прав, когда, иронизируя, сравнивает себя то со старым, столетним «многоуважаемым шкафом», то со старым же Фирсом, который, вероятно, тоже знал много разных секретов. И вот Адоскин  согласился кое-какими из них поделиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
857
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1153
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
902
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
739

Другие новости