0
1549
Газета Вера и люди Интернет-версия

20.08.2003 00:00:00

Федор Гааз: человек отчаянной смелости

Тэги: Гааз, биография, тюрьмы


"Мрачные сырые комнаты, почти совершенно лишенные чистого воздуха, очень часто с земляным или гнилым деревянным полом, ниже уровня земли. Свет проникает в них сквозь узкие, покрытые грязью и плесенью и никогда не отворяющиеся окна. Нет ни отхожих мест, ни устройств для умывания лица и рук, ни кроватей, ни даже нар. Все спят вповалку на полу, подстилая свои кишащие насекомыми лохмотья и везде ставится на ночь традиционная "параша". Эти помещения битком набиты народом".

Это описание петербургских тюрем начала XIX века, принадлежащее известному русскому адвокату Анатолию Федоровичу Кони. Рассказ о местах не столь отдаленных - важная тема для русских писателей и общественных деятелей XIX-ХХ веков. Некрасов, Достоевский, Чехов, Солженицын, Шаламов, Довлатов - вот далеко не полный список великих людей, повествующих об ужасах российских тюрем и ссылок. И почти в каждой книге, написанной после пятидесятых годов XIX века, есть упоминание о "святом докторе" - Федоре Петровиче Гаазе, который посвятил свою жизнь заботе о заключенных.

Этот человек родился 24 августа 1780 года в маленьком немецком городе Мюнстерайфеле близ Кельна. В 1802 году он стал доктором медицины и по приглашению князя Репнина приехал в Москву, где сперва был главным врачом Павловской клиники, а затем, с 1829 по 1853 г., - главным врачом всех московских тюремных больниц. Немец по рождению, протестант по вероисповеданию, Федор Гааз совершил переворот в российской пенитенциарной системе. Он один боролся против казнокрадства и бюрократии многих московских чиновников, называвших святого доктора "чудаком" и "утрированным филантропом". И дело не в том, что генерал-губернатор Москвы или сотрудники тюрем были безнравственными или жестокими людьми, просто в их голове не укладывалось, как можно с любовью относиться к закоренелым преступникам или целоваться с холерными больными.

Даже митрополит Филарет (Дроздов), уставший от постоянных ходатайств Федора Гааза за заключенных, воскликнул: "Что вы с ними возитесь. Они же преступники. Если человек осужден, то он не может быть невиновным". Его собеседник ответил: "Владыко, вы забыли о Христе". На что святитель после долгой паузы произнес: "Это не я о Христе забыл, это Христос меня забыл в эту минуту". Этот диалог красноречиво свидетельствует о смелости и пламенной любви ко Христу одного христианина и о способности признать свои ошибки другого.

Тем не менее и тогда и сейчас в обществе господствует точка зрения, сформулированная в фильме "Место встречи изменить нельзя" персонажем Владимира Высоцкого: "Наказания без вины не бывает". Как и двести лет назад, российские заключенные находятся в ужасных условиях. По словам руководителя Медицинского управления Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции России Александра Кононца, отношение к осужденным в наших тюрьмах по-прежнему остается варварским: "На питание одного заключенного бюджет дает около пяти рублей в день. В камере, рассчитанной на 10 человек, содержатся три десятка заключенных. Когда летом на улице плюс 20, то в камере - Африка: плюс 40 при стопроцентной влажности. Люди теряют сознание".

Что можно противопоставить стереотипам общества, которое постоянно требует отмены моратория на смертную казнь и ужесточения наказания? Подобные настроения людей - следствие глубокого кризиса не только системы наказания, но и подлинных человеческих отношений. В стране, где до сих пор памятны СЛОНы, ГУЛАГи и принудительное "лечение" в психиатрических больницах, непросто добиться гуманного отношения к заключенным. С одной стороны, кажется, что в современной России уже никого не подвешивают на дыбе, не приковывают к стулу, не забивают в колодки или кандалы. С другой - еще Александр Солженицын описал изощренные пытки, с помощью которых выбивались нужные показания. Сейчас, как и двести лет назад, российская тюрьма остается не средством исправления или перевоспитания, а "кузницей кадров" новых нарушителей законов.

В середине XIX века Анатолий Кони так описывал причины дурного влияния тюрем на людей: "В этих местах, предназначенных для возможного исправления и смягчения нравов нарушителей закона, широко и невозбранно царили разврат, нагота, холод, голод и мучительство". Эти горькие слова остаются актуальными и до настоящих дней: как и прежде на Сахалине во времена Чехова, в российских тюрьмах свирепствуют туберкулез, ВИЧ и целый букет других заболеваний; как и прежде, процветают противоестественные сексуальные отношения и унижение человеческого достоинства.

Как и прежде, общество предпочитает не замечать заключенных. Между тем, как отмечает Александр Кононец, в российских тюрьмах преобладают не страшные сексуальные маньяки, а люди, преступившие закон по глупости или под влиянием алкоголя: "Среди заключенных, конечно, есть закоренелые преступники, которые, как ни корми их и как ни лечи, все равно будут смотреть в лес. Но таких меньшинство. А большинство - это люди, преступившие закон по глупости, по стечению жизненных обстоятельств, по минутному и зачастую пьяному порыву - да мало ли из-за чего вполне нормальный человек может угодить за решетку!"

Кажется, что изменить негативное отношение к заключенным невозможно, что во всем виновато отсутствие средств, что стоит только дать денег на тюрьмы и больницы, как все изменится само собой. Конечно, деньги - вещь нужная, но они не смогут преобразить мир, как это делал Федор Гааз.

Он умер 16 августа 1853 года, ровно сто пятьдесят лет назад, но сила его пламенной любви к людям поражает до сих пор. Оставшись без копейки денег, презираемый "высшим обществом", обкрадываемый собственными подчиненными и заключенными, он с немецкой педантичностью и русской широтой спешил делать добро. И оно приносило плоды уже при его жизни. Заключенные в далекой сибирской ссылке построили храм в честь святого Феодора Тирона, где молились о здравии, а затем и за упокой души "святого доктора". Темной зимней ночью в глухом переулке на Федора Гааза напали разбойники и стали требовать отдать деньги и шубу, но, узнав, кого они хотели ограбить, тут же попросили прощения и проводили его до нужного дома. Похороны "святого доктора" превратились в невиданное зрелище: более пятидесяти тысяч человек сопровождали гроб на Введенское (Немецкое) кладбище Москвы. Митрополит Филарет лично приехал к "святому доктору" во время его предсмертной болезни. Что же касается ссыльных и заключенных, то большинство из них души не чаяли в "святом докторе" и до конца своих дней вспоминали о встрече с ним.

Федор Гааз был человеком отчаянной смелости. Он мог встать на колени перед Николаем I и вымолить прощение для старика раскольника, он мог под личную ответственность расковать заключенного, которому кандалы натерли ноги. Он стремился всеми возможными средствами задержать ссыльных в Москве хотя бы на пару дней, чтобы те могли отдохнуть и немного подлечиться. Он был писателем, оставившим после себя и ученые труды по медицине, и наставления к благочестивой жизни. Он был изобретателем, придумавшим облегченные кандалы, лично отходившим в них десятки километров по своей комнате, чтобы узнать, удобно ли заключенным будет в них идти по этапу. Он был врачом, способным усмирять холерные бунты, утешать безнадежных больных и бесплатно лечить глазные болезни. Наконец, он был христианином, для которого не существовало конфессиональных, национальных или сословных преград.

Доктор Гааз умер, а тюрьмы остались. Режим в них еще более ужесточился, но это не означает, что вся его жизнь была неудачей, а служение - напрасной тратой времени. Его призыв "Спешите делать добро" до сих пор вдохновляет людей, которые идут в тюрьмы и колонии, чтобы попытаться хоть как-то облегчить участь заключенных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
999
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1354
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1028
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
857

Другие новости