0
4470
Газета Вера и люди Интернет-версия

12.05.2004 00:00:00

Граждане баптисты

Тэги: ЕХБ, баптисты, сипко


- Юрий Кириллович, когда будет обнародована социальная концепция евангельских христиан-баптистов?

- Она пока только разрабатывается. Сроков выхода в свет сказать не могу. Отдельные ее положения скорее всего будут обсуждаться в октябре на совете Союза евангельских христиан-баптистов.

- А чем она будет отличаться от социальных концепций других конфессий?

- В первую очередь тем, что наш Союз будет в ней определен как особая протестантская деноминация. В содержательной части, я думаю, не будет кардинальных отличий, поскольку общепротестантская социальная концепция, которая была представлена в конце прошлого года, отражает наши точки зрения по всем основным вопросам.

- Перед выборами президента Патриарх Алексий II призвал православных прийти на избирательные участки. А вы обращались к своей пастве с подобными призывами?

- Религиозным организациям запрещено участвовать в политической жизни. Как пастор я могу благословить кого-то на участие в выборах, но агитация здесь недопустима. Служители баптистских Церквей всегда говорят о личной свободе каждого прихожанина. Это свобода распространяется и на выборы. При этом я убежден, что российские баптисты к всенародному голосованию относятся как настоящие граждане и патриоты. Я, например, в числе участников нашей экспедиции "Евангелие - народам России" 14 марта оказался в городке Сусумане, который мало кто знает. Это не помешало нам прийти на местный избирательный участок и проголосовать.

Поэтому представления о том, что баптисты игнорируют политическую жизнь страны, - это пережитки советского времени. Ребенком я с первого класса ходил в библиотеку, наш отец выписывал газеты, мы постоянно слушали радио. Однажды к нам домой пришла комиссия из горисполкома. А вскоре вышла газетная статья, где нас изобразили маргиналами, оторванными от мира. Газета писала, что родители запрещают нам читать, что у нас дома нет ни газет, ни радио. Эти представления сохранились до сих пор, как я вижу.

- Есть ли идея создать политическую партию баптистов или протестантов в целом?

- Такая идея была. Но всех деятелей, ориентировавшихся на религиозные ценности, убрали с политической арены. Впрочем, может быть, это и не плохо, потому что христианам не может быть уютно в этой среде. И мы как баптисты понимаем, что не стоит политическими средствами пытаться завоевать признание. Христианам нужно прежде всего восстановить свой христианский облик и дистанцироваться от политики.

- В 1944 году советская власть объединила баптистов и евангельских христиан. Не усугубились ли различия между ними с приходом демократии?

- Как сказал Христос, "ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше". Я думаю, что ни баптисты, ни евангельские христиане не восприняли это объединение как насилие. Ведь их выпустили из сталинских концлагерей и предложили продолжать религиозную жизнь в новом качестве. Все наши различия были обусловлены исключительно территориальными причинами и касались некоторых особенностей богослужения. В 1944 году они были согласованы и в дальнейшем не вызывали споров.

Советская власть лишь подтолкнула нас к объединению, которое было вполне достижимо и организационно, и догматически. Мы живем единой семьей уже 60 лет и внутри нашего братства не существует барьеров.

- Есть ли сегодня последователи "баптистов-инициативников", которые отказывались получать государственную регистрацию? И как вы строите с ними взаимоотношения?

- Да, есть. Они очень многообразны, потому что это движение, появившееся в процессе раскола, продолжает раскалываться до сих пор. Одни зарегистрированы автономно на уровне общин, не входя ни в какие объединения. Другие отошли от своих прежних взглядов. Есть и те, кто продолжает занимать очень жесткую позицию по отношению к власти и зарегистрированной Церкви ЕХБ. К сожалению, у них нет лидеров, с которыми можно было бы вести диалог. Попытки его наладить не дали результатов.

- Как вы оцениваете результаты недавней встречи с представителями православного духовенства в Даниловом монастыре?

- Я очень доволен. Все участники единодушно решили сделать такие встречи регулярными. Мы пришли к выводу, что нам необходимо проводить совместные консультации по вопросам отношений с государством, социального служения, службы в армии и альтернативной гражданской службы.

На всех дискуссиях царила атмосфера той близости, которая присутствует в христианском мире, но о которой мы в суматохе нередко забываем. Обнаружилось даже, что православные при всей их мощи и баптисты при их малочисленности нуждаются друг в друге. У нас один Господь и одна будущность. Безусловно, такие встречи способствуют снижению межрелигиозной напряженности.

- Как вообще складываются ваши отношения с армией? Ведь раньше баптисты отказывались брать в руки оружие. Что изменилось с тех пор?

- Говорить, что раньше было так, а сейчас иначе, не совсем корректно. В баптистском мире не запрещено брать в руки оружие. Пацифизм и баптизм - не синонимы. Одни баптисты брали в руки оружие, другие - не брали. Конфликт возникал не на этой почве, а на почве принятия присяги. Многие усматривали здесь противоречие с библейской заповедью: "Не клянись". А государство, естественно, не могло доверить оружие солдату, который не произнес клятву на верность своей родине.

Когда члены наших Церквей спрашивают, идти ли им служить, я всегда отвечаю, что они вольны выбирать сами. Но мой совет - не надо прятаться от трудностей. Армия помогает сформировать характер. А для христианина, который называет себя воином Христовым, это очень важно. Почему-то в обществе сложилось мнение, что патриотом может быть только православный. Это не так.

- К каким общим выводам удалось прийти по поводу альтернативной службы призывников?

- И та и другая сторона говорят о том, что государство должно дать людям с пацифистскими убеждениями возможность исполнить свой государственный долг. При этом ни православным, ни баптистам пацифизм в чистом виде не присущ. Православие всегда благословляло воинов на защиту отечества.

Баптисты, следуя Писанию, действуют точно так же. Поэтому отношение к альтернативной службе у нас оказалось одинаковым. Все отмечали, что ныне действующий закон об АГС отражает желание не помочь людям определенных убеждений, а как можно больше их унизить. Практически все статьи этого закона носят репрессивный характер.

- В чем выражается социальное служение евангельских христиан-баптистов?

- Направлений существует множество. Конечно, опыт у нас пока накоплен небольшой, поскольку в советское время ничем подобным заниматься было нельзя. Сегодня наша страна переживает социальную трагедию. Старики, обездоленные, дети-сироты, беспризорники, инвалиды, алкоголики и наркоманы - все они лишены какой бы то ни было защиты.

Поэтому во всех этих сферах по мере сил работают представители наших Церквей. К сожалению, климат, сложившийся в нашем обществе, не слишком благоприятен для такого служения. Одному из наших пасторов не дали удочерить девочку из детского дома только потому, что в документах он честно указал свою конфессиональную принадлежность. И это далеко не единичный случай. Очень часто попытки подарить ребенку детство, отправить его в летний лагерь отдыха или воскресную школу встречают такую реакцию чиновников.

В области работы с алкоголиками и наркоманами, которую ведут наши Церкви, достигнуты очень хорошие результаты. И это вопреки убеждениям не только профессиональных наркологов, но даже самих наших подопечных. Через молитву, чтение Писания, через поддержку общины люди возвращаются к нормальной жизни. И таких случаев не счесть.

- То есть ваше служение всегда сопряжено с проповедью?

- Конечно, не всегда. Например, служение детям - это просто помощь. Мы берем детей в летние лагеря, обеспечиваем им полноценный отдых, окружаем атмосферой любви и взаимного уважения. За десять-двенадцать дней общения в таком лагере многие буквально воскресают. Этой любви они не испытывали с самого рождения. Зачем детям наше богословское учение? Искренняя христианская любовь - это самая эффективная проповедь!

- Акция "Евангелие - народам России", которую осуществляет ЕХБ, - это проповедь или социальная помощь обездоленным?

- Наиболее точным мне кажется слово миссия. Экспедиция стартовала 21 декабря 2003 г. и уже четыре месяца находится в пути. Маршрут пролегает по берегу Ледовитого океана, затем - Сахалин, Камчатка, Кавказ, южные регионы России. В июле путешествие должно закончиться на всеобщем баптистском конгрессе в Брянске. Главная цель экспедиции - посещение наших церквей, вовлечение их в социальное служение. Участники посещают исправительно-трудовые учреждения и детские дома, оказывают социальную помощь в регионах. Надо сказать, что у нас поначалу было очень много опасений, но все они развеялись.

- Чем они были вызваны?

- Пугали суровые условия Севера и несовершенство нашей техники. Ведь мы взяли "КамАЗ", давно отработавший свое на лесоповале. Кроме того, на любом этапе экспедицию могли задержать до выяснения обстоятельств и сорвать нам весь график. Ожидали мы и неприятия со стороны местных жителей. Несколько раз мы действительно сталкивались с пикетами. Но это были единичные случаи. И все они закончились мирно.

Несмотря на все эти трудности, мы рискнули отправиться в такое путешествие. И до сегодняшнего дня продолжается работа, меняются экипажи, приходят новые люди, готовые взять отпуск и отказаться от привычных условий. Экспедиция идет по графику. И это великая радость.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1083
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1478
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1115
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
926

Другие новости