0
4344
Газета Вера и люди Интернет-версия

06.10.2010 00:00:00

Католицизм с кавказским акцентом

Тэги: армяне, церковь


армяне, церковь Настоятель общины московских армянокатоликов служил в Москве три года.
Фото из личного архива Георга Норадунгяна

Армянский католический священник Георг НОРАДУНГЯН приехал в Россию три года назад и занял пост настоятеля московской общины армянокатоликов. В эти дни завершается его каденция в Москве. Накануне своего отъезда в Рим Георг Норадунгян рассказал корреспонденту «НГР» Лидии ОРЛОВОЙ об истории и современной жизни Армянской Католической Церкви в России.

– Как армяне католического вероисповедания оказались в России?

– Армянокатолики, составившие общину в Москве, приехали из Грузии, где жили в районе Ахалкалаки и Ахалцихе. В начале 90-х годов они приехали в Россию, чтобы работать, и так появилась большая община армянокатоликов. В царское время уже существовала подобная община. В советское время армянокатолики собирались в храме Святого Людовика на Малой Лубянке. Были священники, которые время от времени приезжали, совершали крещение, венчания. Только в 2001 году Патриарх Армянской Католической Церкви Нерсес Бедрос XIX решил, что это уже большая община, для которой нужен священник-настоятель. Первый настоятель служил в Москве шесть лет, потом приехал я, служил три года, а сейчас должен уехать.

– Сейчас ваша община зарегистрирована?

– Пока нет. Мы подали запрос и ждем ответа.

– Известно, что Армянская Католическая Церковь – одна из 22 Восточно-Католических Церквей и исповедует учение римского католичества. После унии со Святым Престолом она сохранила свой традиционный армянский обряд богослужений. Существуют ли еще какие-либо отличия от Римско-Католической Церкви?

– Священник нашей Церкви может быть женат, как во всех Восточных Католических Церквах. Но он должен жениться до того, как станет священником.

– Какова структура Армянской Католической Церкви?

– У нас есть Патриарх, которые пребывает в городе Бейрут в Ливане. В различных странах мира – США, Франции, Сирии – существуют епархии, возглавляемые епископами. Российская община, как и общины в Грузии и Восточной Европе, окормляется епископом Армении.

– В каких российских городах существуют общины Армянской Католической Церкви?

– Общины есть в Сочи, Адлере, Лазаревском, Туапсе, Армавире, Краснодаре, Ульяновске, Ростове-на-Дону. Также в городах Белореченск в Краснодарском крае и Венев в Тульской области. Я успел посетить 30 городов. Я и мой викарий встречались с прихожанами, совершали таинство крещения, венчания. Мы бываем в тех общинах, где есть как минимум сто семей.

– Эти общины оформлены как приходы или как пасторские пункты?

– Мы работаем над тем, чтобы оформить приход в Москве, а в других городах существуют только пасторские пункты. Потом посмотрим, как будет. Надо организовать в больших городах пасторский совет, настоятелей и потом оформлять регистрацию. Мы всегда уважаем местные законы и делаем все, что они требуют.

– Сколько всего армянокатоликов в стране?

– Очень сложно сказать. Есть пессимисты, которые скажут, что 80 тысяч. Есть оптимисты, которые скажут, что 200 тысяч. Так что истина где-то посередине. Это очень сложно узнать, потому что наши единоверцы всегда в движении – место жительства зависит от работы.

– А сколько верующих в московской общине?

– У нас записано более двух тысяч семей. Мы хорошо их знаем, они приходят на мессу в храм. Данные этих прихожан у нас есть. Но на самом деле семей больше, но они не хотят предоставлять свои данные.

– Почему?

– Кто знает┘ Они знают, что они верующие, что им надо ходить на мессу, креститься, венчаться. И когда мы просим данные – это становится новостью для них: «Зачем это? Что вы хотите делать с этими данными?»

– Члены московской общины – это столичная армянская диаспора?

– Обычно те, кто приходит на богослужения, – москвичи. Иногда бывает, что у них гостят родственники из разных городов, которые знают, что каждое воскресенье совершается месса. Когда они бывают в Москве, самое первое «домашнее задание» – сходить в церковь, встретиться со священником.

– Сколько священников служит в стране?

– В России сейчас четыре священника. В Москве два – я и мой викарий, один священник в Краснодарском крае и есть еще священник в Новосибирском районе.

– Где Церковь готовит будущих священнослужителей?

– Будущие священники из диаспоры – Сирия, Ливия, Америка – обучаются в Риме. Семинаристы из Армении готовятся или в Армении, или в Польше. Польша более близка по культуре католикам Закавказья. А вот для кандидатов в священники из России больше подходит семинария в Риме – по менталитету, по образу жизни.

– Могут ли россияне обучаться в Санкт-Петербургской католической семинарии?

– В Риме существует специальная семинария для армян, где слушатели изучают философию, теологию, а также изучают свой обряд, традиции Армянских Церквей, чего в Петербурге, к сожалению, сейчас нет. В Петербурге готовят семинаристов к латинскому обряду. Но у нас есть надежда, что при семинарии в Северной столице появится специальное отделение для армян. Если наши семинаристы будут учиться в Петербурге, нужно, чтобы два года они изучали старый армянский литургический язык и свои обряд, традиции, историю. У нас, например, как я уже сказал, есть священник в Краснодарском крае. Он армянин, но учился в Петербурге. Только сейчас он изучает армянский язык, чтобы читать и понимать литургические тексты.

– Сможет ли московская армянокатолическая община совершать богослужения в храме Армянской Апостольской Церкви, который сейчас строится в Москве?

– Конечно, это возможно, надо только договориться. Например, апостольские армяне в Риме имеют разрешение каждую неделю служить в нашей церкви. У нас очень хорошие отношения с ними. Я думаю, что прошлые времена с их спорами между Церквами миновали.

– Известно, что Армянская Апостольская Церковь принимает в число своих верующих представителей других национальностей. Возможно ли подобное в Армянской Католической Церкви, например, при смешанных браках?

– Здесь вопрос не в национальной принадлежности. Сейчас Католическая Церковь уделяет особое внимание тому, чтобы все сохраняли свой обряд. С этой точки зрения православный не должен становиться католиком, а католик – православным. В отношении смешанных браков есть законы Церкви, которые гласят: жена всегда следует за своим мужем.

– Известны ли случаи перехода апостольских армян в Армянскую Католическую Церковь?

– Такой необходимости просто нет. Армянин-григорианин может посещать католический храм, а католик – армянский. Например, в Сочи, Ростове-на-Дону и Армавире есть армянские апостольские общины и нет католических. Наши люди посещают богослужения в григорианском храме.

– Если апостольские армяне могут так легко прийти к католикам и наоборот, различия в обряде нет никакого, дело только в унии?

– Да. Между армянами-католиками и апостольскими армянами нет такой разницы, как между католиками и православными. У нас только небольшие различия – отдельные традиции, обряды.

– С какими проблемами сталкивается Армянская Католическая Церковь в России?

– Первая проблема – это малое количество священников. Вторая – мы никогда не думали, что однажды будем служить нашим людям в России. Поэтому никто не знает русского языка. И когда Патриарх предлагает священникам служить в России, никто не хочет, потому что не знают языка! С другой стороны, молодежь в России не приходит в церковь, потому что не понимает литературный армянский язык, ведь они разговаривают на диалекте.

– Тем не менее у Армянской Католической Церкви в России есть будущее?

– Будущее? Это только Бог знает. В Польше, например, как говорят историки, была большая община армянокатоликов – 200 тысяч, а сейчас их нет. Мы делаем все возможное, чтобы наша община в России не повторила эту судьбу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1197
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1308
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1090
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
893

Другие новости