0
2065
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

08.06.2012 00:00:00

Считать лошадей, чтобы не заснуть

Тэги: ермолаев, лошадь


ермолаев, лошадь Юрий Ермолаев: "За свой творческий путь я подготовил 250 лошадей".
Фото РИА Новости

Юрию Ермолаеву, артисту цирка и режиссеру по конным номерам , исполнилось вчера 80 лет. Из них более 70-ти он посвятил дрессуре лошадей. Работая с ними, Юрий Михайлович пережил военное время и голод, приучил себя вставать каждый день в 5 утра и всегда добиваться своего. О своем искусстве, лошадиных характерах Юрий ЕРМОЛАЕВ рассказал корреспонденту «НГ» Алексею ФИЛИППОВУ.

- Юрий Михайлович, вы начали работать с лошадьми в восемь лет. Какие воспоминания сохранились о том времени?

- Горькие воспоминания: была война, жили впроголодь, очистки собирали от картошки. В городе Березники, где тогда было много заключенных, мы ходили в столовую для заключенных. Даже не в саму столовую, а стояли снаружи, ждали, когда выкинут очистки. Собирали их, мыли, пропускали через мясорубку, делали что-то вроде оладий и на вазелине жарили. Жили трудно, но работали, как волки.

- Работе была единственным приятным воспоминанием?

- Да, конечно

- У вас были лошади-любимчики?

- Когда я начинал, у меня не было своих лошадей - работал с дедом и отчимом. Сначала акробатом на лошадях, так называемым жокеем. Потом были вольтижировка на лошади, джигитовка. А в 1949 году мне купили лошадь по кличке Дружок, которая меня и вывела в люди. Я стал с ним заниматься. Он был страшно злым, кидался на меня, поэтому приходилось с факелами к нему подходить. А когда я садился на него - он как теленок делался. Такая странность. Он же меня и покалечил – ударил копытом - теперь дырка в голове. Это было в 1957 году: Дружок пошел к барышне - ухаживать, а я услышал ночью и спустился вниз - разнимать. Так он мне отомстил. Когда его купили, ему было четыре года, а умер он прямо на публике в манеже, когда ему было 33. Дружку тогда уже было тяжело исполнять все трюки, поэтому он вывозил даму в кабриолете, коляске такой. Она зацепилась за барьер, перевернулась и его повалила - и у него разрыв желудка.

- Обычно лошади сколько живут?

- В среднем, 30 лет, но есть породы, которые живут 20-25 лет. Дружок был «дворняжка»: англо-кабардинец – смесь двух пород. Очень талантливый, и меня он сделал талантливым.

- Как вы определяете, что у лошади есть талант?

- У лошади нет сознания, но рефлекторная память колоссальная, поэтому вся дрессура происходит по рефлексам. Хозяина она узнает с некоторого расстояния или по голосу. Как определить талант? В процессе репетиции видно, какая лошадь быстрее реагирует, какая как бы старается, а какая… Как люди бывают разных типов, так и они. С Дружком я 29 лет проработал. У меня еще много лошадей было: за весь творческий путь я подготовил 220 лошадей. Только последние годы я не считал. Значит, их было больше 250.

- Случается такое, что у лошади нет способностей, она медленно реагирует на команды, и её отдают в другую организацию?

- Трудно лошадь отдавать, её обычно ищут. Особенно в Высшей школе. А найти лошадь трудно, потому что её покупаешь, как кота в мешке. Трудно определить по экстерьеру, по фигуре, по красоте: проверяешь ноги, голову, а способности проявляются потом. Поэтому бьешься с ними, бьешься…

- Лошади понимают, что они конкуренты, ревнуют, завидуют друг другу?

- Понятий у них нет. Есть так называемая жеребцовость – они друг на друга могут и залезть, и подраться. Сейчас я делаю новую группу в Нижнем Новгороде, помогаю молодому дрессировщику Рванцову. У него есть свой подход, а я ему стараюсь привить свой, который уже проверен. С трудом, но он начинает его воспринимать. Вот у него лошадей только купили, им по 2-3 года – уже дерутся. Такое устраивают в манеже, что еле разведешь. Это от породы зависит. В Нижнем Новгороде работаю с прусской верховой – смесь болонки с тараканом. Есть фризы, голландская порода, они спокойные. Или Липицианы. Липица, такой поселок, если говорить по-нашему. Там вывели 550 лет назад эту породу. Они более-менее спокойные. Но и среди них есть буйные. Ахалтекинцы – злые. Кабардинцы – безумно злые.

- Если лошадь ориентируется только на рефлексы, то для нее нет разницы между манежем и «закулисьем»?

- Нет, обстановку они различают. Мы выезжали иногда далеко-далеко, на озеро, чтобы искупать лошадей. Бывает, они срываются, убегают – а потом возвращаются в цирк. У них память рефлекторная и чутье. Случается, убегают и не возвращаются. У меня было 3-4 таких эпизода, но всегда возвращались.

- Расскажите, какой распорядок дня у лошади?

- Распорядок дня у лошадей и в спорте, и в цирке одинаковый. В пять утра дают понемногу сена, в шесть часов - поят, дают овес, отруби и лен, который желательно запаривать. Сейчас принято давать льняное масло – тогда лучше становятся шерсть и пищеварение.

- Как лошадей готовят к выступлению, чтобы они не испачкали манеж навозом?

- Я, например, начал на горшок водить. Сейчас все так делают. Приучаем их по два раза в день. Для каждой лошади уже знаем определенное время. Сводили один раз на горшок, прошло немного времени – и второй раз повели. Дрессировщик стоит рядом, говорит ей: «Давай-давай». Сперва дают нюхать свой же кал - они на это всегда реагируют. Потом приучаешь и просто говоришь, когда пора идти. Это не сразу происходит, конечно, пока надумает… У меня была пантомима «Гусарская баллада» - 32 лошади в манеже прыгают, исполняют разные перестроения. Я эту группу 2,5 года вел. И за все время – ни разу не было проблем. А 32 лошади – это весь манеж можно заполнить.

- Кто выносливее, дрессировщик или лошадь?

- Лошадь, естественно, выносливее человека, силы там больше. Я последнюю группу из двенадцати лошадей готовил для итальянцев. Платили они, а покупал я. Репетировал утром по шесть часов, потом два часа перерыв – и опять шесть часов. Конечно, я работал на износ, а лошадям – хоть бы хны. Я там жил один, в кемпинге. Нужно было что-то приготовить поесть, а ты придешь - ляжешь… Уставал сильно. И все мои ребята, которые помогали работать с лошадьми, уставали, ныли, плакали. А в России на меня вообще ходили жаловаться за то, что я эксплуатирую людей. Я им доказывал: «Искусство требует жертв». Никто не понимал, кроме меня, которому нужно. Не потому, что нужно чего-то достичь, а какое-то фанатичное желание творить, творить, творить!


У лошади нет сознания, но рефлекторная память колоссальная.
Фото с сайта www.ruscircus.ru

- Это желание у вас со временем появилось?

- Когда я начал заниматься… В шесть с небольшим, считайте в семь лет. Дедушка со мной занимался. Естественно, сначала у меня не получались акробатические трюки на лошадях. И он меня лупил - приучал к дисциплине. Не хотелось вставать в пять-шесть утра. А он меня приучал, чтобы я старался исполнять то, что не получается. По прошествии многих лет, когда я встал на ноги, я его понял. И я ему благодарен. Потому что он из меня сделал человека, который ответственно подходил ко всему. Было фанатическое стремление делать, и я все время делал, создавал что-то новое, а не что-то одно, как у нас принято. Одно сделают и сидят на этом всю жизнь. Сейчас я езжу туда, где мои ученики работают, с ними занимаюсь. Сначала к одному, потом - к другому. Хочется, чтобы и у них это желание было тоже. Молодежи, знаете, только давай, а отдачи…

- Как Вы работаете с учениками? Что в первую очередь стараетесь в них вложить?

- Первые шаги: как с лошадью заниматься, как её научить дисциплине, чтобы она остановилась, когда тебе нужно. Потом уже можно в группу собирать, это каждый по-своему делает. Есть у меня ученик, у него своя методика. Вернее, он считает, что у него есть своя методика.

- Получается, у каждого своя методика?

- Да, каждый что-то делает по-своему. Я учился у отца, Бориса Павловича. У него была одна методика, и в процессе работы с ним я понимал, где он делал ошибки. У меня выработалось свое понимание. Вероятно, у каждого так должно быть. Плох тот учитель, которого ученик не перерос. Это же жизнь: все должно расти, каждое поколение должно выносить что-то новое.

- Вы с лошадьми стали заниматься, потому что была определенная династия?

- Раз в этом детство прошло, конечно, ты будешь заниматься дрессурой, чем же еще. В цирке бывает, что дети переходят на другое направление. Например, когда в институтах начинают учиться. У меня-то образование среднее – я одиннадцать классов закончил. И то с перерывами. Каждые 2-3 месяца переезжали, учиться было очень трудно. А институт… Некогда было. Не потому что не хотел, а некогда – целыми днями находился в цирке. Вставал в пять утра… Даже сейчас мои товарищи, когда встречаемся, спрашивают: «Как ты в пять утра вставал на репетицию? Что, тебе спать не хотелось?». А я говорю: «Еще как хотелось! До сих пор хочется». Но нужно, поэтому идешь. Если один день пропустил, потом проклинаешь себя. Первое время я с пяти до семи утра занимался с Дружком, а с семи начинал работать вместе с отцом. И где-то с пяти утра до двух дня занимались. Потом бежал на базар, нужно было что-то купить, приготовить, а вечером - спектакль. Некогда было учиться, но некоторые ухитрялись. Но у тех, кто окончил режиссерский факультет ГИТИСа, работа была не такая – они репетировали час, и то днем. А у меня при всем желании не было времени. Сейчас стыдно - без высшего образования, можно сказать, ты и не человек. Я пытался поступать в ГИТИС с Игорем Кио и Женей Рогальским. Мы пришли туда – и ушли.

- Настроение дрессировщика как-то влияет на лошадей?

- Если ты сам психуешь, злишься и плохо себя ведешь на репетиции, то все пойдет наперекосяк. У нас были дрессировщики, зло относящиеся к работе. Это нехорошо. Я, например, тоже наказывал лошадей первое время. Бывали случаи, когда только учился. Потом сядешь, думаешь: «Елки-палки, зачем я это делаю. Ведь лошадь после этого не лучше становится, а замыкается. И стоит без движения». У меня метод не «пряник и кнут», а «только пряник». Срастаешься с животным: сознания у него нету, но в каком-то чувстве... Был случай: моих старых лошадей продали в Италию. Прошло 5-6 лет, как меня не было. И вот я приехал, а лошади услышали мой голос и начали ржать. Я зашел на конюшню… Там была одна лошадь, которую я в Высшей школе научил давать мне правую ногу, когда захожу. И вот я иду – она уже стоит, ногу тянет.

- От чего вы отталкиваетесь, когда придумываете программу для лошадей?

- Иногда придумываю композиционно под какую-то музыку. Например, музыка Штрауса, кабриолет - делали венскую сценку. Или «Гусарская история» (как фильм «Гусарская баллада») по пьесе Александра Гладкова, а музыка Тихона Хренникова. Хренников участвовал в спектакле, переписывал музыку для цирка. Колоссальнейший мужик был, потрясающий человек! Придумываешь, фантазируешь с учетом возможностей. А есть фантазеры! Помню, сценарий когда-то подавали лет десять назад: лошадь идет на задних ногах, на голове у нее стоит балерина на одном пуанте. Я говорю: «Здорово! Нарисуйте!» Нарисовали. Говорю: «А теперь воплотите! Я приеду к вам посмотреть». Это невозможно.

- Чем дрессура XX века отличается от дрессуры XIXго? Что изменилось?

- То, что придумали давно, все равно сейчас повторяется - схемы перестроений придумываются в новом варианте, отталкиваясь от старого. Подход к новому идет через старое. Сейчас в России с дрессурой лошадей плохенько. Все старые ушли, а молодежь не хочет этим заниматься, потому что самая муторная дрессировка – это с лошадьми. Дрессировщиков тигров и других животных развелось столько, что даже некуда посылать. Акробат может начать дрессировать тигров, а с лошадьми так не получится, потому что этому нужно учиться. Проще взять собак, медведей или тигров. Я поэтому сейчас и тяну, стараюсь зубами рвать кого-нибудь, чтобы хотя бы восстановить то, что было раньше.

- Расскажите о проекте, над которым вы работаете вместе со своим учеником в Нижнем Новгороде.

- Лошадей купили только два месяца назад. Из какой лошади, что получится, станет ясно в процессе работы, месяцев через восемь. Потом уже по их таланту определим, кто, что будем делать. Должно быть очень хорошо, не знаю. Точно очень трудно сказать. Когда сам что-то новое творил, я не говорил. Мне говорили: «Ой, как у тебя будет хорошо!» Да не лгите, откуда вы знаете. Я сам не знаю, а вы мне говорите. Вот когда будет, тогда скажете. Хорошо! Прекрасно! И почет, и погоны меняйте на повышение! Можно и еще лучше сделать. Сейчас, по прошествии стольких лет, а я уже десять лет не работаю, думаю, были бы силы– я бы еще… Пределов возможности нет. С годами опыт прибавляется, появляются новые подходы к одному трюку, к другому.

- Может интеграция новых технологий повлиять на дрессуру лошадей?

- Что-то, конечно, будут делать когда-то, но нужно, чтобы сначала вырос дрессировщик такой силы, таланта и фантазии. Когда трюки изобретаешь – это фантазия работает в голове, а потом уже, когда начинаешь заниматься, через месяц-два видишь, ты перефантазировал или попал в точку.

- Кто на вас повлиял в области дрессуры лошадей?

- Я брал пример с Шумана. Он уже не работает, не знаю, жив он или нет. Он работал в Германии, потом жил в Дании (я его там видел), затем в Америку переехал. От него я много взял: и принцип гуманной дрессуры, и манеру поведения в манеже с лошадьми. От братьев Грюс тоже много взял - очень талантливые два брата. Когда видишь их выступление, черпаешь что-то у них. Но это везде так. Выискиваешь что-то лучшее, начинаешь это воплощать, видоизменяя, потому что копировать я никогда не любил. Когда меня копируют – мне тоже противно, это не чистоплотно. Я к этим артистам обычно подходил: «Ну зачем? Вы бы спросили, можно это делать. Автор, получается, я». Неэтично это. Сам я смотрел, делал выводы, но не повторял. Был случай. Я изобрел один трюк, а потом приезжает Эмиль Теодорович Кио, он был на гастролях и видел выступление Шумана. Приезжает и говорит: «О, как ты это быстро сделал! Ты же это у Шумана взял». Я говорю: «Как у Шумана? Это я придумал, Эмиль Теодорович!» Он говорит: «Да нет, я это видел у Шумана». Представляете: то есть мы оба домыслили до этого, но получилось, что он сделал чуть раньше, а я - чуть позже. Кио решил, что я это скопировал. Все бывает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
704
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
808
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
700
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
573

Другие новости