0
1149
Газета Персона Интернет-версия

10.03.2000 00:00:00

В поисках нового Владимира Соловьева


- Попытка действительно полного собрания сочинений Соловьева предпринимается впервые?

- Да. Здесь у нас двойная, даже тройная задача. Во-первых, конечно, полнота. Вещь очень важная, поскольку известные издания - они предпринимались дважды, одно восьмитомное с дополнительным девятым, другое десятитомное - весьма неполны. Да они и не стремились к полноте. Задача была после смерти Соловьева собрать основные его труды.

Туда очень много не вошло из того, что называется "затерянным в периодике". Например, в первом томе у нас печатается самая первая рецензия Соловьева на книгу Льюиса "Вопросы о жизни и духе", которая была опубликована в ежемесячной иллюстрации "Пчела".

- А как же такое вообще находят?

- Ну, как находят - это уже другой разговор. Во всяком случае, очень много и газетных и журнальных публикаций, не входивших в то собрание. Я уж не говорю о неопубликованных вещах, которых очень много.

И, конечно, наиболее важная для нас часть - это текстологическое представление соловьевских текстов. Количество всяких опечаток, неточностей, пропусков в предыдущих собраниях колоссально. А к сожалению, все последующие переиздания делались именно по ним, просто воспроизводя текст один к одному. Мы стараемся все тексты выверять по прижизненным публикациям, если есть рукописи, то еще и с рукописями сверяемся. Соловьев ведь много печатался в газетах, маленьких журналах - никакого института редакторов и корректоров там просто не существовало. Бывают опечатки вплоть до пропущенных отрицаний, меняющие смысл фразы на противоположный.

- Вы говорили о трех задачах. Полнота, текстологическая корректность, что еще?

- Главное, что нам хотелось бы, - обширный комментарий. Потому что сам Соловьев был очень общественно ангажированным человеком, можно сказать, политически ангажированным. Он, в общем-то, не столько философию писал, сколько новую мировоззренческую систему пытался предложить обществу 70-х годов. Это было время, которое он сам так описал в одной из работ 90-х годов: "Эпоха, когда обязательный катехизис митрополита Филарета был заменен столь же обязательным катехизисом Бюхнера и Молешотта". В том идеологическом вакууме, который сегодня так понятен, нужна была какая-то новая идеология, которую можно было бы противопоставить нигилизму.

Ее Соловьев и пытался создать. Отсюда его публичная активность: бесконечные чтения, циклы лекций, публичные диспуты - и все это освещается в прессе, в газетах┘ Я вообще думаю, то общество вряд ли читало длинные философские трактаты Соловьева, когда он их печатал, это все же тяжеловато.

- Блок об этом писал┘

- Да, конечно. И уж если Блок бросил на середине, то вряд ли вся читательская масса 70-80-х годов так уж зачитывалась соловьевскими философскими сочинениями. Но масса газетных сообщений, заметок о публичных диспутах, лекциях - это явно прочитывалось. С ним знакомились в первую очередь как с некоей культурной фигурой, а не с писателем. Вот восстановить это восприятие Соловьева обществом того времени и есть задача комментариев.

Мы стараемся собирать обзор откликов, рецензий, заметок в прессе - тоже с претензией на полноту. Просматриваем переписку третьих лиц, потому что довольно много писали о Соловьеве. Вот такие вещи мы все стараемся давать в комментариях, потому что попадается нечто совершенно неожиданное: Чайковский в письме фон Мекк пишет, что читает "Критику отвлеченных начал" и поражается, насколько это замечательное произведение и как оно послужит делу борьбы с позитивизмом и материализмом. Кто бы подумал, что Чайковский станет такое читать?

- Образ, созданный перестроечной публицистикой, - это был такой Соловьев, прочитанный семидесятниками. Тогда из всех возможных трактовок активнее всего затребовался блоковский "Рыцарь-монах", причем на монахе делалось ударение, а рыцарь воспринимался как стилистическая фигура речи. Теперь должен появиться "Соловьев-для-90-х" или даже "для 00-х". Насколько он адекватен сегодняшней ситуации?

- Мне представляется наиболее актуальной его политическая публицистика. Уже приходилось говорить, что уровень нашей политической публицистики достал уже решительно всех - что телевизионной, что газетной - и достал по причине чрезвычайно низкого образовательного уровня неплохо пишущих и говорящих людей. Сходит все: человек может сказать, что царь разогнал четыре Думы - и никто ему не возражает.

- Вероятно, была еще своя какая-то неотвязная дума, которую он и разогнал┘

- И в этом смысле пример Соловьева важен, хотя для девятнадцатого века фигура и не одинокая. Хотя надежд на то, что ведущие фигуры нашей тележурналистики бросят все на свете и начнут читать Соловьева, мало. Не очень представляю себе Евгения Киселева, читающего "Оправдание добра".

- Есть такое ощущение, что по мере осмысления эта фигура распадается. Если для его ближайших философских наследников этот воинствующий, вполне реформаторский консерватизм христианского толка был неким единым конструктом, то в дальнейшем все рассыпалось. Так, для его пристрастных читателей 70-х годов мистическая религиозность была доминантой, православие - неким обертоном, а социальная активность - неким досадным недоразумением. Соответственно в 90-х социальная активность является понятным базисом, православие - обертоном, а мистическая религиозность - не вполне внятным, стыдным объектом умолчания.

- Соловьев ведь и сам старался скрывать свой мистический опыт. Свой мистико-философский трактат "София", где и медиумическое письмо, и вопросы к Софии, и обращенные к нему ответы, - он его никогда не напечатал. У него редко бывали "отходы", так как он жил в основном на гонорары, то все, что писал, он обычно печатал. А это все-таки всю жизнь держал, хотя куски оттуда постоянно включал в разные сочинения.

И "Три свидания" - его знаменитая шуточная поэма, описывающая самое существенное из его мистического опыта┘ Вообще, за исключением ранних проникновенных стихов все это излагается в ироническом ключе. Современников и последователей всегда воротило от того, что он сперва с Софией беседует, а потом сидит у Стасюлевича в "Вестнике Европы" или ходит к позитивисту Пыпину, с которым играет в шахматы, и тут же рассказывает, как видел Свет Фаворский, - да кто вообще его там слушал!? Это все очень сложно интегрировать в одном целостном образе.

- Каковы сроки завершения вашего титанического проекта? Дойдет ли он вообще до финала?

- В ближайшее время выйдет второй том. Если никакого форс-мажора не случится, то сделаем третий том и первый том писем. Особенно хотелось сделать письма, потому что там вообще удивительные вещи.

Главное, что сложился уже коллектив из четырех-пяти-шести человек, которые занимаются этим уже около двенадцати лет, которые потратили на это, как говорится, годы молодости. Я уж не говорю, что Николай Всеволодович Котрелев занимается этим двадцать пять лет!

И ничего нам уже не остается, кроме как делать и делать. Но движется все усилиями четырех человек, на которых Институт философии выделяет две ставки. И лишних полставки у Института философии для Владимира Соловьева нет. Если бы не фонд РГНФ, никакого Соловьева и в помине не было бы. Практически и подготовку, и издание профинансировал РГНФ. Хотя мы не всегда выполняем их сроки, но к нам они относятся с пониманием, за что им большое спасибо. Но теперь вышел первый том, и нам не стыдно. В фонде поймут, что не напрасно тратили деньги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
350
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
447
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
360
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
305

Другие новости