0
2370
Газета Персона Интернет-версия

30.10.2008 00:00:00

Михаил Ардов: "Все искусство демонично"

Тэги: ардов, священник, писатель, литература, бог


Если строго следовать христианским канонам, полагающим любое светское искусство по сути демоничным, то заниматься литературой настоятелю храма не пристало. Однако протоиерей Михаил Ардов не вписывается в канонический образ священника: он не только пишет книги, но и сочиняет рекламные слоганы и не любит религиозную поэзию.

– Вы выросли в литературном окружении, а когда начались ваши писательские опыты? Как их оценивали окружающие? Почему вы окончили не Литинститут, а журфак?

– Попытки писать были с детства, но очень слабые – какой-то рассказик, две эпиграммы... Одну даже одобрила Ахматова: «В том, что сожжен был храм в Эфесе/ (так говорили на процессе),/ зря обвинили Герострата./ Там у жреца была растрата». Когда в соседней комнате живет Ахматова, а к ней в гости приходит Пастернак, серьезные стихи как-то не попишешь┘

А после школы (которая была мне глубоко отвратительна и где я посредственно учился) я поступил в Московский государственный библиотечный институт имени Молотова – МГБИ: отец решил, что в университет я просто не попаду. Но в МГБИ я исправился, вторую сессию сдал на пятерки, и не без некоторых хлопот меня перевели на факультет журналистики МГУ. Что касается Литературного института, в то время туда старались не принимать молодых людей из московских интеллигентных семей – набирали в основном провинциалов. Да и, честно говоря, он казался мне неважным заведением. Однажды в Союзе писателей зашла речь об уровне Литинститута, и Андрей Вознесенский посетовал, что туда не приняли одного способного молодого поэта. Ему сказали, что у поэта было три ошибки в сочинении, на что Вознесенский ответил: «Может быть. Но я уверен, что в институте нет ни одного профессора, который мог бы их обнаружить». Вступительные экзамены в такие вузы принимали нанятые для этой цели школьные учителя.

Серьезно писать я начал гораздо позже. Первые сочинения, которые до сих пор не решаюсь публиковать по ряду причин, появились в 1967-м. Хотя до этого были маленькие рассказики (тоже неопубликованные), а литературной поденщиной я занимался с конца 1950-х – писал шутки для эстрадников и клоунов, поскольку отец был юмористом и какие-то навыки мне передал┘

– Понятно, что, будучи священником, вы уже не станете писать репризы для цирка. Какие еще ограничения (в выборе тем, художественных приемов и т.д.) накладывает на вас как писателя духовный сан?

– Действительно, клоунские репризы – рискованный жанр для священника. Но я могу сочинять замечательную рекламу, хотя и далек от этого рынка – говорят, что он какой-то очень уж страшный... Например, я придумал рекламу для авиакомпании, чьи самолеты летают в Израиль. На афише воспроизведена известная картина Шагала «Влюбленные» – и подпись: «Марк шагал, а мы летаем». Но это нереализуемые возможности. Вообще же я могу писать о чем угодно – за исключением сальностей и того, что называется отвратительным словом «секс».

– Вы следите за современной литературой? «Гарри Поттера», например, осуждаете?

– Я его не читал и смотреть не буду, но, думаю, это не худший вариант – во все времена были такие сказки. Кощунственные штучки вроде «Кода да Винчи» гораздо хуже. Вообще у меня мало времени на чтение – в храме идет реконструкция, да и самому хочется что-то написать┘

Я не могу читать художественную литературу, за исключением трех-четырех авторов – Пушкина, Гоголя, Лермонтова и Зощенко. Когда Льва Толстого спросили, почему он перестал писать романы, он ответил замечательно: «С тех пор, как меня перестало интересовать, что господин такой-то влюбился в госпожу такую-то, я романов не пишу». А я как-то летел в Америку и взял с собой «Анну Каренину», но до конца так и не осилил – неинтересно! Хотя это гениальный роман. Читаю только мемуары, дневники, исторические сочинения. Вот недавно с удовольствием прочел несколько книжек Гавриила Попова – о Сталине, о Хрущеве, о генерале Власове┘

– Сегодня жанр non-fiction вызывает все больший читательский интерес в отличие от литературы вымысла┘

– Конечно, это гораздо интереснее! Когда я открываю старомодный рассказ какого-нибудь современного писателя, который старается писать, как Чехов: «Поднимаясь по лестнице, Иванов думал┘», то закрываю сразу – так писать уже нельзя. Но я читаю стихи, мой любимейший поэт – Тимур Кибиров, с которым я дружу: он дарит мне свои книжки, я ему – свои. После Кибирова высоко ценю Льва Лосева и Сергея Гандлевского.

– Разве поэзия для вас – не вымысел?

– Нет, это некая одержимость. Светское искусство в своей основе демонично, и в стихах это особенно заметно. Но бывает прямая демоничность – «бесовидение в метель», как называл поэму «Двенадцать» отец Павел Флоренский. А бывает косвенная связь, которая не так явно просматривается, и это не так страшно читать.

– А религиозную поэзию вы любите?

– Нет. Ямбы, хореи, дактили и амфибрахии так долго служили сомнительным – языческим и демоническим – целям, так что применять их во благо христианства удается крайне редко. Даже у гениального Бориса Леонидовича Пастернака из всех религиозных стихотворений мне нравятся всего два – «На Страстной» и «Магдалина», а остальные представляются слабоватыми.

– Как вам такое высказывание критика и литературоведа Валентина Курбатова: «Лучшая литература┘ по-прежнему, как матушка-церковь, знает, что ее дело не подольщаться ни к общественному мнению, ни даже к Богу, а оставаться с человеком»?

– Я думаю, что он переоценивает литературу. Я считаю ее развлекательным времяпровождением. Литературе незачем соваться к Богу, а если она туда сунется, то перестанет быть литературой и станет богословием или философией. Что касается человека┘ Раньше светское искусство было враждебно христианству, поскольку, как я уже говорил, оно демонично по своей сути. Но мы дожили до таких ужасных времен, когда более или менее гармоническое искусство является союзником христианства – на фоне омерзительных модернизма и постмодернизма с их антигуманизмом и попытками расчленения мира┘ Есть такой хороший пример: во времена Пушкина классический балет воспринимался как эротическое зрелище – достаточно посмотреть на описание танца Истоминой в первой главе «Евгения Онегина». А сейчас по сравнению с мерзкими вихляниями тех, кто занимается шоу-бизнесом, балет – целомудренное зрелище. То же и с классической музыкой, которая является нашим союзником, поскольку умиротворяет душу и возвышает над обыденностью┘

– Слышала, что вы осуждаете актерскую профессию как «небогоугодную» – с чем это связано? Ведь и в литературе актерское начало очень сильно – и в прозе (взять хотя бы Зощенко с его маской обывателя), и особенно в поэзии.

– Осуждаю не я, а Православная церковь: актеров без их раскаяния даже на кладбище не хоронили. Но это действительно самая душевредная профессия, потому что главное занятие христианина на этой земле – раскрытие личности и очищение души. А актер на свою собственную душу примеряет личины и пытается жить жизнью других людей.

– Но писатели тоже примеряют личины своих персонажей┘

– Безусловно. Всякое занятие искусством душевредно, но писатель занимается примеркой масок виртуально, а актер – реально. Кроме того, актер – женская профессия: намазать лицо и стараться всем понравиться больше свойственно женщинам, чем мужчинам. В этой профессии, если человек умен, это истинное несчастье. Еще более резко высказывался об актерах Андрей Тарковский – «злые развратные дети».

– Тем не менее он ими пользовался┘

– Ну, он же не мог ими не пользоваться, такая у него была несчастная одаренность – именно в области кинематографа! Хотя христианину вообще запрещается ходить на какие бы то ни было зрелища. Я вот уже давно не могу смотреть художественные фильмы дольше пяти–десяти минут, даже если там заняты очень хорошие актеры┘

– Какие из ваших творческих планов станут реальностью в ближайшее время?

– В издательстве «Б.С.Г.-ПРЕСС» готовится новое издание моей книги о Шостаковиче под новым названием «Великая душа». Это документальное повествование, построенное на воспоминаниях дочери и сына композитора и дополненное другими свидетельствами. Я давно дружу с детьми Шостаковича, но пришлось долго уговаривать, чтобы они согласились поделиться воспоминаниями.

А вторую книжку «Со своей колокольни» – в отличие от других моих изданий – я смогу продавать в киоске при храме. Это религиозная публицистика, документальные рассказы – церковные и светские и чуть-чуть дополненные «Мелочи архи... прото... и просто иерейской жизни».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
985
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1333
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1017
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
841

Другие новости