0
2585
Газета Персона Интернет-версия

12.05.2011 00:00:00

Небесное жюри смеется последним

Тэги: литература, премия


литература, премия "Опускать" и "возвышать" авторов – такова доля критика. Наркиз Бунин. Незваные критики. 1884.
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

В начале июня станет известен лауреат премии «Национальный бестселлер»-2011. Еще раньше объявят итоги премии «Супер-Нацбест», которая будет разыграна среди победителей «Национального бестселлера» за 2001–2010 годы. Ответственного секретаря премии, поэта, играющего в критика, которого «все боятся», знаменитого своей провокативной «детской непосредственностью» питерского «литтеррориста» (положить которому палец в рот – читай: вложить в мозг его новый свой текст – решится не всякий «в поте пишущий») Виктора ТОПОРОВА не побоялась разговорить играющая в слова Наталья РУБАНОВА.

– Виктор Леонидович, статьи ваши неизменно вызывают полемику. «А Топоров вообще как – вменяемый? Ну, адекватный?» – спросила меня адекватная вменяемая барышня, когда я вернулась с прошлогодней церемонии «Нацбеста» в Москву, в Москву...

– И что ответили?..

– Сыграла в нотариуса: подтвердила дееспособность. Но давайте-ка танцевать от печки: что для вас – слова? Буквы? Их внутренняя жизнь, энергетика, сила – и немощь? Спрашиваю с корыстной целью: дозу вашего «всамделишного», праведного – и «понарошного» – яда, выпущенного в истекающие как кровью, так и клюквенным соком шкурки пишущих, вычислить хочу...

– Говорят обычно так: «Топоров, разумеется, сумасшедший, но это его ни в коем случае не оправдывает┘»

Вообще вы тоже как-то меня не так себе представляете. Как будто я существо с вынесенной наружу внутренней секрецией. Был такой фантастический роман полвека назад. Существо жалит тебя и постепенно высасывает все соки. Ну а ты превращаешься соответственно в кучку дерьма. Но это, прошу прощения, не мой метод.

Я подхожу к литераторам (поэтам, прозаикам, переводчикам, да и коллегам критикам) со всем уважением. Даже когда спрашиваю у иного из них: ну, а зачем ты, идиот, зачем ты, невежда, зачем ты, бездарь, в литературу-то полез? А что спрашиваю я такое часто, так это тоже суровая правда жизни – она же, как выражаются наши г...внофантасты, у которых я спрашиваю это особенно часто, закон Старджона.

– Что для вас качество текста? Критерии. И еще: будет ли ужесточен отбор нацбестовских рукописей? В прошлом году, будучи в Большом жюри, имела честь прочесть несколько чудо-юдных нетленок┘ Неужто в пресловутой «боллитре» – большой литературе – и впрямь настал «час фрика»?

– Критериев нет; вернее, они не поддаются формализации – даже от противного. По каким критериям могла бы получить «Букера» Колядина? Или Чижова? И, казалось бы, уж или Колядина, или Чижова┘ Колядина сейчас, кстати, «жюрит» «Нацбест» – и прекрасные рецензии пишет: разумные, веселые, доброжелательные...

Ужесточить отбор означало бы пожертвовать демократичностью и плюрализмом на этапе выдвижения. Произойдет ли это? Не знаю. Мы намерены провести два совещания с общественностью и только после этого определиться с дальнейшими изменениями регламента и/или уточнениями самой концепции.

Что же касается «часа фрика», то, если вы, Наташа, считаете, будто «Сперматозоиды» – нормальное название для вашего романа, напечатанного в журнале «Юность» и премированного там же, то┘

– Нормальное: все люди, по словам героини, просто добежавшие сперматозоиды, но речь не о них. А вот ведь пафосная в этом году задумка – выбрать «книгу десятилетия»┘ И что с ней делать потом?

– Это не моя задумка, а Константина Васильевича Тублина: его идея, его бензин, его страсть, а с моей стороны только информационная и организационная поддержка. Это ведь не лучшая книга десятилетия (такую как раз выбрать можно), а лучшая из тех десяти, что выигрывали нашу премию в прошлые годы.

Девиз «Нацбеста» – «Проснуться знаменитым»; и вот кому-то одному (или двоим, если это Гаррос/Евдокимов) будет предложено проснуться еще более знаменитым, чем раньше. На мой взгляд, это не столь пафосно, сколь концептуально неточно.

К тому же нескольким нашим лауреатам прошлых лет уже обломилась сопоставимая по сумме «Большая книга», вышеупомянутый творческий дуэт распался, книги формата «ЖЗЛ» (одна из которых – о Пастернаке – у нас победила в 2006-м) не допускаются к конкурсу по регламенту, правда, задней силы этот закон не имеет, а очевидный фаворит Пелевин почти наверняка проигнорирует церемонию. Но зато у нас, как всегда, все будет честно.

– Кто из живых (в литсмысле – не мертвых) авторов представляется вам перспективным «издательским проектом» – проектом в лучшем смысле слова? Не секрет, что без продвижения продается книга, причем и книга талантливо написанная, с трудом┘ Кого «сдадите»?

– Честно говоря, не уверен, что это так. Ну, кроме очевидных и декларируемых случаев. Напечатай книгу сразу большим тиражом – и она окажется вдвое дешевле своих подруг и товарок. Вот толстенная книга Улицкой, изданная 200-тысячным тиражом, стоила 150 рублей, да и продавалась повсюду. А выйди ваши «Сперматозоиды», их поставят в пять магазинов Москвы и один Питера по цене в 400 рублей. И никаких вливаний, никаких технологий; все, Ватсон, элементарно.

А почему такими стартовыми тиражами печатают Улицкую, Пелевина, Акунина, еще кого-нибудь – ну, заслужили. Сами, что называется, без ангелов. Эффективная раскрутка (с телевидением, метрополитеном и растяжками на улице) предполагает затраты, отбить которые в принципе невозможно: вот и думайте, насколько она на самом деле эффективна. Если, конечно, абстрагироваться от чисто имиджевого аспекта.

– Современная проза убыточна, считают издатели, сворачивая серию за серией, ну а пописывающие писатели хоть и дергаются, но сделать ничего не могут: их «боллитра» некоммерческая. Один издатель сказал недавно: «99% авторов, которых нам предложили, уже давно непопулярны или коммерчески пусты. Если их книгами завален Интернет, т.е. книга есть в наличии и продается 5–7 лет, это показатель того, что тираж мертв. Я сторонник теории, что, если книга хороша, 3000 экземпляров должны уходить в полгода, т.е., говоря бизнес-терминологией, в среднесрочный период. Год и более (долгосрочный период) – это почти возврат инвестиций в книгу без получения какой-либо существенной прибыли, а то и в убыток». Прокомментируете?..

– Цифры почти правильные, но устаревшие: так дело обстояло 10 лет назад. Трехтысячный тираж, разойдясь за четыре месяца, давал прибыль; разойдясь за год, позволял уйти в ноль. Это, кстати, цифры не только наши, но и западные – книжных супер- и гипермаркетов. Однако на Западе есть и другая схема реализации: через магазины узкого профиля, книжные клубы и т.д., что позволяет отбить на книгах «долгие деньги» (относительно долгие, а главное, относительно деньги). У нас и издательский процесс, и реализация предельно монополизированы – не только чужому автору, но и чужому издателю сюда не сунуться. Противостоят всему этому разве что отдельные книжные магазины с духовными детищами в некоторых городах. И два-три издательства...

Издать – и продать – книгу трехтысячным тиражом они могут (а то и тысячным); более того, они их-то и издают, но им это коммерчески неинтересно. Каждый раз хочется продать тысяч так 10–15, а получается это один раз из десяти. И стоит такая книга все равно вдвое дороже детищ издателей-гигантов.

– Лирическое отступление, оно же бульварная пауза: ремесло критика подтачивает как душевное, так и физическое здоровье «судей»: вредная работенка, все знают. Стоит лишь взглянуть на какого-нибудь «ведущего зоила»┘ диагнозы на лице. А чем спасаетесь вы от соблазна «опустить/возвысить» автора легким движением руки?

– Кого, собственно, вы имеете в виду? У меня с лицом вроде бы все в порядке. Да и у других критиков, включая даже моих ровесников и ровесниц, тоже. С головой – это да, хуже. У всех хуже. Я и сам чувствую, что глупею. Но все же не так стремительно (иные и не так катастрофически), как все остальные.

А «опускать/возвышать» авторов – это для критика нормально. Главное – не забывать о том, что тобой «опущенный» тебя сразу же раз и навсегда возненавидит, а тобой «возвышенный» совершенно не обязан проникаться к тебе признательностью, особенно на всю жизнь.

В литературе вообще нельзя говорить «спасибо» – только «пожалуйста». Вот дали тебе премию – значит, поблагодарили тебя за книгу. Они поблагодарили, а ты им что, «спасибо на спасибо» говоришь? Нет, говори «пожалуйста».

– Виктор Леонидович, я имела в виду то, что читается на лицах между строк: и к бабке не ходи┘ ну да ладно. Говорят, Бог создал зло, чтобы завязать сюжет┘ А что вы подразумеваете под «литературным гестапо»? Помните свою статью «Чем мне запомнится литература 2000-х»?

– Вы несколько передергиваете. Я говорил не столько о «литературном гестапо», сколько о городских партизанах, каковыми являются все настоящие писатели, независимо от направления, жанра, возраста, пола, национальности и много чего еще. Городские партизаны действуют (ну, или, увы, почти бездействуют), а «литературное гестапо» их преследует, ловит, убивает при задержании, пытает, вешает или подкупает, запугивает, перевербовывает... Весь литературный истеблишмент – такое гестапо; здесь без иллюзий┘

Сказал это и подумал: а сам-то я кто? И получилось, что я начальник контрразведки городского партизанского отряда. Хотя чего уж там городского. Федерального. Как минимум на две столицы.

– Господин начальник контрразведки, вы впрямь считаете, будто двух-трехлетнее молчание «грозит» «партизану» забвением? Но нужна ли ему здесь и сейчас сомнительная память масс, если говорить о Тексте и об Авторе, а не о паралитературе и забавно скомпонованных «литсборных», до которых мировой литературе (не «боллитре»), если по гамбургскому, – смею думать, нет дела?..

– Э, Наташа, поменьше пафоса. Если провиденциальный собеседник вас целиком и полностью устраивает, то и на сторону ходить не обязательно. Пишите в стол.

Хотя, с другой стороны, почему бы и не сходить – провиденциальный собеседник, знаете ли, не ревнив.

Или, вернее, ревнив, но как-то по-другому┘ Небесное жюри смеется последним.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1105
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1512
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1140
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
946

Другие новости