0
5003
Газета Персона Интернет-версия

28.05.2015 00:01:00

Мушки или бриллианты?

Тэги: поэзия, провинция, москва, санктпетербург, максим амелин, интернет, хлебников, маяковский, бродский


поэзия, провинция, москва, санкт-петербург, максим амелин, интернет, хлебников, маяковский, бродский В поезде можно слышать обо всем: политике, экономике, нравственности, житейских невзгодах. Фото автора

В конце 2014 года вышло новое издание романа Светланы Василенко «Дурочка», а недавно увидел свет третий номер поэтического альманаха «Паровозъ», главным редактором которого является писательница. О необычной концепции альманаха и московских поэтах со Светланой Василенко беседовала Елена Семенова.

– Светлана, вышел третий номер альманаха «Паровозъ». Чья идея была, как все началось?

– Союз российских писателей –  это сугубо канцелярская организация, у нас 60 отделений по всей России, и, естественно, нам хотелось создать такой журнал, который бы дал возможность услышать голоса нашей провинции. Мы много ездили на фестивали и знали, что в каждом городе у нас по гению как минимум живет. А в некоторых городах, например в Вологде, вообще все девчонки гениальные, или в Тольятти – мальчишки. Вначале мы сделали журнал «Лед и пламень» – там печатается проза,  эссеистика и поэзия. Когда мы кинули клич – ребята, присылайте свои произведения, – мы, честно говоря, ожидали прозу. И вдруг потоком хлынула поэзия. Мы не ожидали, что поэтический провинциальный срез окажется таким мощным. Долго думали с составителем поэтической части «Льда и пламени» Володей Мисюком, что делать. В Москве и Питере множество литературных тусовок, клубы, печатные организации. А провинция совершенно отрезана: если что-то издается в своем городе, то в соседнюю область это не попадает. Они просто затухают, становятся маленькой Японией в смысле ее изолированности. Изолированные от общей современной русской литературы,  они становятся маленькими островами. Однажды я приехала в Кострому, а меня спрашивают: «А что такое «Новый мир»?» При этом они пишут прекрасную прозу и стихи. Они отделились от всей литературы, кроме классики. Сначала мы придумали журнал «Города и веси», но ощущалось что-то кондовое, хотелось современного, чтобы провинция перестала быть провинцией. Как будто бы там, где живет гений, там и есть столица. Вот жил бы Бродский, скажем, в маленьком городишке, и там была бы столица. Володя Мисюк вспомнил свой сон и сказал, что нужен паровоз, вагоны, и в этих вагонах должны ехать поэты. Я сначала отвергла идею. Мне не нравилось слово «паровоз», но потом я согласилась. Здесь видятся и птица-тройка, и будущие самолеты и ракеты. Это символ всей России, которая все-таки передвигается поездом. В итоге получился альманах «Паровозъ», где у каждого поэта свое место. Есть вагон-ресторан, который мы отдаем какому-то одному поэту: в первом номере это был Валентин Нервин, во втором мы отказались от вагона-ресторана, а в третьем отдали его Евгению Минину. Он пишет юмористические вещи, пародии, которые совпадают с идеей вагона-ресторана, где можно общаться, шутить. В международном вагоне собраны поэты, которые раньше жили в России, а теперь – за границей. Есть  багажный вагон для критиков, на что очень обиделась моя любимая критикесса Анна Марченко. Она заметила, что критиков нужно перевести в элитный вагон. На самом же деле все логично – именно критики обладают самым мощным багажом знаний.

– В чем отличие третьего номера от первого и второго?

– И первый, и второй номера были полностью посвящены провинции, а третий – это московский спецвыпуск. Мы поняли, что Москва хоть и столица, все-таки тоже состоит из маленьких провинций – в ней много районов, тусовок, направлений, стилистики. Нам хотелось собрать все воедино и сказать: вот она, Москва поэтическая, сегодняшняя. Нужен был такой составитель, который дружил бы со всеми и был сам поэтически талантлив. Я долго думала, кто может справиться, и  поняла, что это  Аня Гедымин – человек очень общительный, очень доброжелательный и очень талантливый. Звоночек такой. И она действительно справилась, потому что поэты ей доверяют. Ну вы сами знаете, что такое московские поэты, которые с кислой снобской миной спрашивают: что это за «Паровозъ», зачем он нужен? А у Ани всего шесть поэтов отказались. Вообще собранного ею материала хватило бы на два тома по 600 страниц. Но дальше в дело вступили машинист Володя Мисюк и кочегар Виктор Стрелец, которые стали нещадно все это кромсать. Я очень доверяю Володе, потому что он чувствует тему, время и в соответствии с ними выстраивает состав. У нас очень сплоченная паровозная бригада. Есть Валентина Кизило, которую считают лучшим редактором Санкт-Петербурга. Она «пламенный мотор» или «кипящий котел» нашего «Паровоза»: занимается не только редактированием, но и типографией, и отгрузкой тиража. 

– Палитра поэтики в альманахе пестра. Но показалось, не так много места выделено авторам, продолжающим традицию авангарда. Какова концепция отбора?

– Поскольку альманах идет из глубины провинции, у нас с Володей и Виктором создалась антимосковская тройка. И эта тройка, чтобы задавить в себе негатив к Москве, решила сделать московский номер, посмотреть, насколько он отличается от предыдущих. И, может быть, оттого что все идет из глубин народных, нам интереснее поэзия, которая говорит о нас сегодняшних, актуальная поэзия. Это и есть направление «Паровоза». Для названных вами стилей мы можем выделить один вагон. Скажем, мы проводим конкурс, и в этом вагоне «поедут» лауреаты и дипломанты. Но в целом концепция такова: вы едете в поезде и  слышите все о политике, экономике, нравственности, житейских невзгодах. Может быть пьяная беседа или анекдоты. Это скорее некрасовское направление: кому на Руси жить хорошо.

– Кто из авторов третьего номера особенно дорог?

– Если начать с буквы «А», то это, конечно Максим Амелин. Он очень дорог моему сердцу. Это необычный поэт для нашего времени, идущий не от Пушкина и даже не от Державина, а откуда-то из XVII века. Анатолий Богатых, поэт малоизвестный широкой публике, но те, кто читал, понимают, что это поэзия редчайшей пробы. Мария Ватутина – народный голос, хотя ее любит вся московская утонченная тусовка. Она пишет русские народные баллады, необычные. Я всегда ею загипнотизирована, это такой русский Маркес в поэзии. Дмитрия Веденяпина не надо представлять. Евгений Рейн –  классик, самая яркая звезда в сборнике. Александр Еременко. Сама Аня Гедымин мне очень нравится. Всеволод Емелин – актуальный ультрасовременный поэт. Ирину Ермакову тоже представлять не нужно. Геннадия Калашникова везде печатают, но мало кто понимает, что он скрытый гений, который постепенно раскрывается. Константин Кедров – вот вам, пожалуйста, авангард. Тимур Кибиров, Кирилл Ковальджи, Борис Колымагин – я его очень люблю, это такая минималистская поэзия. Андрей Коровин, Юрий Кублановский. 

– Недавно вышло новое издание вашего романа «Дурочка» с иллюстрациями Виктора Гоппе в конструктивистском стиле. Как возникла идея проекта?

– Мой роман «Дурочка» был опубликован в 2000 году. Но мне всю жизнь хотелось издать «Дурочку» театрально. Я  давно знакома с художником Виктором Гоппе, он постоянно приходил в белых перчатках, такой лондонский денди, и приносил мне мои стихи, которые издавал в странных книжках, похожих на книжки 1920–1930 годов тиражом 15 экземпляров. Мне это очень нравилось, я видела за этим будущее. Наступал век Интернета, и становилось ясно, что все наши тексты будут опубликованы маленькими мушками на белом экране. От этого слова девальвировались, а хотелось, чтобы они сверкали, как бриллианты в оправе. Такую оправу делал Виктор Гоппе – делал книги на камнях, на елочке, на шелке. Мне он однажды принес в одном экземпляре мой рассказ «Русалка Патриарших прудов» в виде деревянной книги. Это был деревянный ларец с отделениями, в которых стояли фанерки, на каждой из которых были выжжены сцена из рассказа, закрашенная акварельной краской, и текст. Она мне понравилась, и я сказала Вите – дайте мне авторский экземпляр, но он сказал: «Нет, это неудачная работа». А потом «неудачная работа» оказалась в коллекции знаменитого лондонского коллекционера Джерарда Батлера. Так что наша книжечка теперь там хранится, вошла в историю. Когда я возмечтала издать «Дурочку», я обратилась к Вите. Она ему очень нравилась, он считал ее созвучной своему творчеству. Он надолго ушел в подполье и вернулся с 23 картинами. Мы долго мечтали о выставке-презентации, но не находили денег. Я, кстати, не сказала про «Паровозъ» и «Дурочку», что их изданию помогло Министерство культуры РФ, которое дает гранты. Они небольшие – 70 тысяч рублей, но на них можно издать книжку. Гоппе хотел, чтобы обложка была с одной из иллюстраций, но появилась идея амбарной книги, как будто кто-то писал эту вещь в амбарной книге. Мы даже занимались сотворчеством: я сказала, давай, текст будет на одной стороне, потому что обычно в амбарной книге текст можно писать только на одной стороне, иначе чернила на другой отпечатаются. В итоге обложка, картинки оказались созвучными тексту. И получилось реальное ощущение, что писал брат Дурочки, от лица которого ведется повествование.

– Проза может быть поэтической, как в романе «Дурочка», а поэзия прозаической, как в вашем сборнике «Проза в столбик». Могли бы вы сказать, где проходит грань, отделяющая прозу от поэзии?

– Мне всегда хотелось писать стихи. Ведь если спросить критика, прозаика, они все на самом деле мечтали быть поэтами. Это наивысшая деятельность человеческая, ради чего, может быть, мы и пришли в этот мир. Потому что все в природе, космосе гармонизировано, рифмовано, все очень соответствует стихам – соразмерно, созвучно, красиво. Поэтому люди, говорящие и пишущие прозу, люди дисгармоничные, они выкинуты из гармонии и занимаются, скажем так, бесовским делом. А поэты – люди, которые гармонизируют своими стихами Вселенную, если говорить высокопарно. Мы созданы из глухонемой материи, которая начала себя озвучивать и озвучивает себя такой, какой  была создана – прекрасной, космической. Когда я писала прозу, я всегда знала, что нужно писать стихи. Но не умела. Я долго занималась кино и, может быть, через кино пришла к поэзии. Вы смотрели английский фильм «Евгений Онегин»? Я весь фильм плакала. Когда я смотрела этот фильм, я поняла, что кино очень близко поэзии. В театральной пьесе главное – действие, а монтаж кадров в фильме близок к поэтическому образному ряду. Поэтому после кино мне было легко в эту щель поэтическую втиснуться. Почему я говорю про щель? Потому что, когда несколько искусств сталкиваются, происходит взаимообмен, и при «диффузии» рождается новый вид материи, новый элемент. На этом стыке прозы, поэзии и кино я и писала «Дурочку». Вы спрашиваете, как я различаю прозу и поэзию, если они похожи. Для меня это просто. Это поэтическая интонация. Необязательно иметь в инструментарии рифму, размер. Все-таки мы живем в XX веке, у нас были Хлебников и Маяковский, и можно писать стихи, виртуозно владея одной лишь интонацией, минуя другие технические приемы. И никто не скажет, что это проза. Но могут сказать, что это «проза в столбик». Именно так я и назвала свой сборник стихов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
546
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
683
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
573
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
469

Другие новости