0
1862
Газета Филология Печатная версия

19.06.2014 00:01:00

Без патологий

О Заозерной школе, зубном корешке и черноземе

Тэги: литературная критика, поэзия, вера павлова


литературная критика, поэзия, вера павлова Отсюда уезжать – какой корысти ради? Фото Евгения Никитина

Критика критики? Жанр не нов, да и не критика это: наблюдение, созерцание, акт понимания (что уже есть дружба), момент спора (что само по себе необходимо, чтобы раздумье не превратилось в славословие).

Елена Сафронова издала книгу статей о поэтах и поэзии с симптоматичным названием: «Диагноз: Поэт». Что все творческие люди шизоиды, об этом догадывалась давно не только психиатрия, но и сама художническая среда, где чем ты более безумен, тем более ярок.

Тексты Сафроновой не о патологиях – они о реальных людях. Правда, первое исследование задает тон всей книге, и оно настолько же концептуально, насколько и жанрово; настолько же отстраненно-иронично, насколько горестно-реалистично.

Без формулы «жизнь – судьба – смерть – поэзия» настоящего Поэта не было бы, всячески показывает нам автор. Декларация «Сейчас мы тут вам развенчаем банальные мифы о поэте и поэзии» незаметно переходит в посылы, балансирующие между философскими максимами и социальными формулами: «Само по себе искусство трудно обвинить в генерации каких-либо социальных проблем. Проблемы возникают не на уровне явлений и тенденций, а на уровне индивидуумов».

книга
Елена Сафронова.
Диагноз: Поэт.

– М.: Арт Хаус Медиа, 2014.
– 60 с.
(Критический минимум
журнала «Современная поэзия»).

Елена Сафронова умеет организовать текстовое пространство. Она высказывается компактно и четко, сгущает мысль там, где надо ее сгустить, и рядом, по контрасту, дышит разреженным воздухом интеллектуальных высот. Вот статья о поэтах Заозерной школы (это Геннадий Жуков, Виталий Калашников, Игорь Бондаревский, Александр Брунько, Владимир Ершов). Вокруг их жизней – город Ростов-на-Дону и древний город, ныне археологический музей-заповедник Танаис, и античный, овидиевский колорит невидимо окружает их, пропитывает их стихи, как вино – хлеб. Например, Геннадий Жуков с его античными мотивами, с взглядом на современность изнутри уснувшей древности: «Войди в сей город, путник, без сомненья,/ как в дом радушный друга своего./ Он не ушел. Он вышел на мгновенье –/ на два тысячелетия всего…» Великая Степь, которую пел Александр Брунько, – это настоящий (и постоянный!) разговор с вечно колышущимся пространством, которое, по-апокалиптически, то свивается в свиток, то разворачивается знаменем всех (не локально пейзажных, а вполне эпохальных) ветров. Елена Сафронова прекрасно показывает нацеленность «заозерщиков» на вечность, на огромные пространственно-временные объемы, на разговор с Космосом.

Великолепен портрет Веры Павловой («Убедительный полет над гнездом скопы»). Он настолько же смел и точен, насколько утонченно деликатен: «Сиюминутный дискомфорт в ранке, оставшейся на месте молочного зубного корешка, пройдет, а тоска по утраченному сохранится и будет раздражать уравновешенное, успешно социализированное здоровье взрослого:

Юность – осложненье

всех детских болезней…»

Статья о Валерии Прокошине звучит как реквием, оттененная трагизмом стихов необычайной художественной плотности («Отсюда уезжать – какой корысти ради,/ Сжимая чернозем в отравленной горсти?/ В Венеции – чума, блокада – в Ленинграде,/ И Бог глядит в глаза – и глаз не отвести...»).

Этот компактный критический сборник – намек на большое пространство мысли, что свободно просматривается за откинутой занавесью неспешного чтения. Елена Сафронова здесь едина в трех лицах: в этих критических, обзорных, «статьевых» текстах она перед нами – критик, поэт, прозаик. Она исследует, видит, творит. И этот интеллектуальный синтез-сплав дает право сказать об этой небольшой книжке, что она «томов премногих тяжелей», и, надеюсь, это не будет ни гиперболой, ни реверансом.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дубинки, файеры, вертолеты

Дубинки, файеры, вертолеты

Владимир Коркунов

Истории и проблемы гендера на презентации книги Нины Александровой

0
273
5:0 в пользу Юлии Белохвостовой

5:0 в пользу Юлии Белохвостовой

Марианна Власова

Яблочно-цветочный мир московской поэтессы

0
301
Знаки бесконечности, вставшие на дыбы

Знаки бесконечности, вставшие на дыбы

Андрей Юрков

88-летие Дмитрия Сухарева и презентация четырехтомника его сочинений

0
230
Литературная жизнь

Литературная жизнь

НГ-EL

0
110

Другие новости

Загрузка...
24smi.org