0
2294
Газета Политика Интернет-версия

15.12.2010 00:00:00

Америка открывает Обаму

Александр Игнатенко

Об авторе: Александр Александрович Игнатенко - доктор философских наук, президент Института религии и политики.

Тэги: обама, ислам, мусульмане


обама, ислам, мусульмане Америка и исламский мир: лицом к лицу истинного лица не увидать.
Фото Reuters

В октябре с.г. в американском штате Висконсин произошел скандал. Глава отделения Республиканской партии в этом штате Райнс Прибас трижды в течение одной пресс-конференции заявил, что «Обаму нужно казнить». Это была оговорка: в голове республиканца произошло замещение имени Усамы бен Ладена (Osama) на фамилию Обамы (Obama). Впрочем, немудрено ошибиться: в США настойчиво и последовательно проводится пропагандистская кампания под условным названием «Обама бен Ладен» – от публикации коллажей, на которых американский президент одет, как бен Ладен, и помещен в соответствующий антураж, до продажи в Интернете бейсболок с надписью «Obama bin Laden» по 15 долл. за штуку.

Что говорится и как понимается

Президент-демократ Барак Хусейн Обама был делегирован в Белый дом американской элитой и разными лоббистскими группами и группами влияния с явной целью способствовать решению накопившихся и обострившихся проблем взаимоотношений Америки с исламом и исламским миром. За кулисами этого процесса скрываются политтехнологи, спичрайтеры и специалисты по пиару, которые понимают задачу, но, как нам кажется, не вполне ориентируются в контекстах – тех условиях и обстоятельствах, которые трансформируют и деформируют месседжи демократической администрации.

Впервые в истории США присягу принес президент, в имени которого было имя отца-мусульманина – Хусейн, да и сам он получил имя, распространенное среди мусульман Индонезии, – Барак, что ассоциируется с «благословением Аллаха». При этом имя отца Обамы – Хусейн – напоминает американцам еще и о Саддаме Хусейне.

Первое, что сделала новая администрация, – это изменила дискурс, обращенный к исламскому миру, проявлением чего стала заранее разрекламированная «Каирская речь» Обамы. Сначала предполагалось ее произнесение в «Аль-Азхаре» – мировом центре суннитского ислама, но из-за протестов, в том числе и египетского духовенства, речь прозвучала на нейтральной площадке – в Каирском университете. Она не произвела задуманного впечатления. Реакция исламского мира была такая: пусть Америка на практике покажет, что ее отношение к нам изменилось к лучшему.

Трудность ситуации, в которой оказался Обама, не в последнюю очередь связана с тем, что его риторика и политика имеют одновременно по меньшей мере два внутренне неконсолидированных адресата, чьи интересы, системы ценностей и представления о мире различаются кардинальным образом. С одной стороны – американцы, простые избиратели и различные группы интересов и влияния, включая как протестантских фундаменталистов, так и местных мусульман, с другой – тот самый ислам или исламский мир, который чрезвычайно далек от монолитности и чья относительная консолидация во многом достигается только за счет поддержания образа общего врага – тех же США. Эти адресаты и их конкурирующие фракции ревниво прислушиваются и присматриваются ко всем концептуальным и практическим начинаниям Обамы, обращая внимание не столько на некоторые достижения, сколько на ошибки и непоследовательные действия.

Связанный с исламом дискурс Обамы включается в разные контексты – уже сложившиеся в американском (и не только американском) массовом сознании и сознании политического класса установки, стереотипы, своего рода инерцию сознания. И эти контексты трансформируют, а то и деформируют содержание высказываний Обамы об исламе. Команде Барака Обамы не удается сформировать дискурс, который бы удовлетворял всех адресатов одновременно. (Большой вопрос – возможно ли это в принципе). Контекст преобладает над текстом. Обама превращается в Усаму для одних, в мусульманина для других, в вероотступника для третьих и т.д. Посмотрим, как это происходит.

Мусульманин для американцев и вероотступник для мусульман

В августе 2010 года авторитетный исследовательский институт Pew Forum on Religion & Public Life провел исследование, из которого выяснилось, что 18% американцев считают Обаму мусульманином. Правда, согласно опросу, 43% американцев вообще не знают, какую религию исповедует американский президент.

Мусульманином в США Обаму наверняка считают в подавляющем большинстве случаев немусульмане. И в глазах немалого количества американцев это – негативная характеристика их президента. В марте 2006 года тот же исследовательский центр Pew Forum on Religion & Public Life опубликовал данные, согласно которым почти половина респондентов – 46% – относится к исламу отрицательно.

Видя такое дело, администрация Белого дома стала «оправдывать» Обаму. 20 августа с.г. перед журналистами выступил официальный представитель Белого дома Билл Бертон. Он заявил, что президент по вероисповеданию христианин и ежедневно совершает молитвы.

Пятую часть американцев, как видим, это не убеждает. Кто-то обращает внимание на то, что заявление о христианской принадлежности сделал не сам президент, а его представитель. Кто-то может знать, что в Коране сформулирован принцип, получивший название «такия»: «Кто отказался от Аллаха после веры в Него – кроме тех, которые вынуждены, а сердца их спокойны в вере – только тот, кто открыл неверию свою грудь, на них гнев Аллаха, и им – наказание великое» (16:106) (выделено мной. – А.И.).

Зная о принципе «такия», который позволяет мусульманину (как шииту, так и сунниту) скрывать свою действительную веру из каких-то соображений (например, из-за опасности подвергнуться преследованиям и репрессиям), они могут думать, что Обама именно так и поступает.

Предпринимаются и более тонкие ходы. В ноябре с.г. третья жена деда американского президента Сара Огвэлл, живущая в Кении, совершила второй хадж за счет Саудовской Аравии и дала в Мекке саудовской газете «Аль-Ватан» интервью, которое было воспроизведено и прокомментировано во всех западных СМИ. Бабушка Обамы сообщила всему миру: «Я много молюсь Аллаху, чтобы мой Барак принял ислам». Из этого должно следовать, что Барак Хусейн Обама, по свидетельству его бабушки-мусульманки, не является мусульманином.

Но после того как стало известно, что Обама христианин, он в глазах мусульман оказывался вероотступником (араб. – «муртадд»), который, что несомненно, родился и был какое-то время мусульманином, но в известный момент времени перешел в христианство, что с позиций ислама и есть вероотступничество (араб. – «ридда»), преступление большее, чем неверие (араб. – «куфр»). Наказание за вероотступничество – смерть, если человек не ответит покаянием и возвращением в ислам после трех обращенных к нему призывов. И в июне 2009 года, накануне выступления Барака Обамы в Каире, некие «Единобожники Египта» (Муваххиду Ард аль-Кинана) разместили в арабоязычном исламистском Интернете призывы к убийству Барака Обамы и инструкции, как это сделать с использованием пояса шахида. Еще более показательна 20-тысячная антиобамовская демонстрация индонезийских исламистов в Джакарте накануне приезда Барака Обамы в ноябре с.г., хотя, по расчетам организаторов визита, индонезийцы не должны были бы встретить его с радостью: ведь на земле Индонезии маленький Барак, как считается, стал мусульманином┘

Не исключено, что политтехнологи из команды Обамы вообще хотели сделать его своего рода символом или воплощением единства ислама и христианства. Обращает на себя внимание тот факт, что за некоторое время до последних президентских выборов в среде афроамериканцев в США стал реализовываться весьма любопытный проект – двойная религиозная принадлежность. Появились и получили рекламу в СМИ люди, утверждающие, что они одновременно являются и христианами, и мусульманами – вплоть до того, что они посещают и церковь, и мечеть.

«Ислам всегда был частью Америки»

Не в очень подходящее время – накануне годовщины терактов 11 сентября – Обама поддержал идею строительства мечети вблизи разрушенного в 2001 году Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. «Как гражданин и как президент, я считаю, что мусульмане имеют такое же право совершать свои религиозные обряды, как и все остальные граждане страны, – заявил президент в Белом доме, куда были приглашены представители мусульманской общины США, а также послы ряда стран для участия в церемонии ифтара – вечерней трапезы во время поста Рамадан. – Это включает в себя право на строительство места для отправления обрядов и общественного центра на территории частного владения на Манхэттене в соответствии с местными законами и нормативными актами». После этих слов еще больше увеличился процент американцев, считающих, что Обама – мусульманин.

Кроме того, Обама сказал, что «в США Рамадан – еще и напоминание о том, что ислам всегда был частью Америки и что американские мусульмане многое сделали для нашей страны», то есть Америки (выделено мной. – А.И.). Газета The Washington Times назвала «самым озадачивающим из тезисов президента [Обамы] его слова о том, что «ислам всегда был частью Америки». Газета решительно опровергла этот тезис, с полным основанием заявляя, что «ислам не имел влияния на создание и развитие Соединенных Штатов, он ничего не дал ранней американской политической культуре, искусству, литературе, музыке и любому другому аспекту жизни молодой нации».

Возможно, американские журналисты даже не подозревают о том, что среди мусульман всего мира, особенно американских, распространено убеждение в том, что ислам появился на Американском континенте до возникновения Соединенных Штатов и даже до открытия Америки. Через любую поисковую систему в Интернете, задав фразу «Америку открыли мусульмане» (Muslims Discovered America), читатель может узнать весьма любопытные вещи – о том, что доколумбова Америка была открыта и освоена мусульманами. «Руины мечетей и минаретов с высеченным текстом аятов Корана были обнаружены на Кубе, в Мексике, Техасе и Неваде┘ В Неваде, Колорадо и Нью-Мексико – остатки существовавших здесь когда-то медресе». Это – типичный текст подобного рода.

Если мусульмане открыли и освоили Америку раньше Колумба и, естественно, раньше отцов-основателей Северо-Американских Соединенных Штатов, то это означает, что США расположились на исламских землях. «Номер два» в «Аль-Каиде» Айман аз-Завахири в одном из своих выступлений дал такое определение «исламских земель»: это те территории, на которых хотя бы один день применялся шариат Аллаха. «Аль-Каида», по заявлениям ее руководителей и идеологов, воюет за освобождение «исламских земель». По мнению исламских радикалов, шариат применялся в Америке, и не один день. Поэтому США включаются алькаидовцами в список тех стран и территорий, которые надо освободить в ходе джихада, – в Андалусии со столицей в Кордове (Испания), Палестине (Израиль), Кашмире (Индия), Чечне (Россия), Синьцзяне (Китай), Паттани (Таиланд), во всей Центральной Азии. И вот теперь – в Америке┘ Кстати сказать, строительство мечети на Манхэттене у «граунд зиро» названо его устроителями «Проект Кордова» как мирный вариант исламской «реконкисты».

«Новый курс» американской администрации, который анонсировали во время предвыборной кампании и после избрания Барака Обамы президентом в отношении ислама и исламского мира, не удался. Не только потому, что Соединенные Штаты не в состоянии быстро развязать те узлы проблем и конфликтов, которые существовали и остаются до сих пор, но и потому, что не вполне адекватно выстроен апеллирующий к исламу дискурс американского президента.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
588
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
736
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
628
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
506

Другие новости