0
1015
Газета Политика Интернет-версия

24.05.2000 00:00:00

Столько стоит реформа правительства

Тэги: реформа, правительство


РЕФОРМА структуры российского правительства и изменение кадрового его состава уже успели вызвать немало нареканий со стороны разного рода экспертов и лоббистских групп. Причем самой поразительной реакцией на кадровые назначения в правительстве оказалось вовсе не недовольство той или иной олигархической группы, а крайне скептическая позиция российского фондового рынка, славящегося своей любовью к экономистам либерального толка. Сразу после обнародования фамилий министров в экономическом блоке кабинета министров, большинство в котором получили как раз либералы, котировки акций российских компаний устремились вниз.

Рамки газетной статьи не позволяют анализировать замечания к идеологам реформ структуры правительства, высказанные всеми лоббистскими группами. Однако по крайней мере на одном обстоятельстве остановиться все-таки стоит.

Речь идет прежде всего о застарелой болезни в исполнительной власти, которую новому руководству страны искоренить, похоже, так и не удалось, - о стремлении создавать новые или переименовывать старые органы управления. И проблема заключается даже не только в том, что у экономических властей России сейчас попросту нет времени на преодоление хаоса в управлении народным хозяйством, неизбежно возникающего в связи с перераспределением функций министерств и ведомств, но и в затратах, на которые должна пойти федеральная казна, вынужденная сейчас накапливать средства для выплат западным кредиторам России в случае неудачного завершения переговорного процесса с Парижским клубом и Международным валютным фондом. Причем дефицитные, как всегда, деньги правительство будет вынуждено тратить вовсе не на инвестиции, а на обычные канцелярские товары - вывески, бланки, удостоверения, печати, а также на компенсационные выплаты сокращаемым чиновникам, на разъезды-переезды, на переоборудование ведомственных офисов и т.д. Причем, как полагают эксперты, потратиться придется немало - по разным оценкам, десятки миллионов долларов.

Конечно же, посчитать со стопроцентной точностью возможные затраты сейчас не представляется возможным. Однако порядок цифр все-таки можно определить достаточно простыми расчетами. Наиболее показательными в этой связи могут служить расчеты по двум ведомствам - Министерству энергетики, из названия которого было вычеркнуто всего одно слово "топливо", и Министерству сельского хозяйства (в названии которого исчезло слово "продовольствие").

Так, по оценкам экспертов, даже в случае, если численный состав и функции Министерства топлива и энергетики будут сохранены за Минэнерго, волокита с переоформлением этого ведомства с учетом всех его подразделений потребует сумму, эквивалентную 10 млн. долл. Причем, как уже было сказано выше, это идеальный вариант. Реальные же затраты (или потери, как кому больше нравится) государства могут оказаться на порядок больше. Дело в том, что до сих пор нет определенности с ответом на вопрос, какие же функции будут закреплены за этим ведомством. В своем прежнем виде оно контролировало несколько подотраслей ТЭКа - газ, нефть, электроэнергию, уголь, переработку нефти и транспортную систему сырьевиков. Однако, согласно некоторым вариантам реформы, за новым министерством предполагается закрепить лишь две функции - законодательное обеспечение ТЭКа и тарифную политику.

В результате этой реформы, если она все-таки состоится, остальные функции будут либо распылены по другим ведомствам, либо вообще утрачены. В результате, несмотря на то что численность работающих в центральном аппарате этого ведомства сократится как минимум вдвое, изменение функций управления может привести к потере государством значительно больших сумм - по некоторым оценкам, до сотен миллионов долларов. Здесь скажется и уход специалистов, 70% которых просто могут перейти в частные компании, и неопределенность в поведении государственных или полугосударственных корпораций.

Выше описан, конечно, наиболее пессимистический сценарий, вероятность реализации которого будет зависеть от позиции президента, председателя правительства и нового министра. Однако уже сейчас, в реальном сценарии, происходят изменения, которые могут привести не только к финансовым, но и социальным проблемам для правительства. Речь идет о намерении передать проблемы северного завоза из-под кураторства Минтопа в сферу Министерства экономического развития и торговли, которое возглавил Герман Греф.

До сего момента во многом благодаря договоренностям, существовавшим между нефтяными компаниями и руководством Минтопэнерго, российские "севера" худо-бедно, но получали необходимые товары. Новое ведомство будет вынуждено заново устанавливать отношения с нефтяными генералами. И если этот процесс затянется до наступления холодов, федеральным властям либо придется в экстренном порядке завозить товары на север с помощью авиации (что резко повышает стоимость этой продукции и соответственно расходов государства), либо поставить жителей этих регионов на грань катастрофы.

Несколько проще дело обстоит с Министерством сельского хозяйства. Как заверили корреспондентов "НГ" в этом ведомстве, кураторство над "продовольствием" министерство сохранит, несмотря на изъятие этого слова из названия ведомства. В результате государству придется потратиться не так уж и много - лишь на такие пустяки, как вывески, бланки, печати и т.д. Стоимость этого, конечно, оценить пока невозможно. С уверенностью можно сказать, что только на изготовление новых удостоверений своим сотрудникам (причем только сидящих в Москве) казне придется потратить 3-4 тыс. руб. Однако общая сумма хоть и окажется, очевидно, меньше возможных затрат энергетиков, скорее всего также будет исчисляться если не миллионами, то по крайней мере тысячами.

Как бы то ни было, но игнорирование финансовой подоплеки переименований ведомств заставляет ставить под сомнение оптимизм, который возникает в связи со многими экономическими мерами, предлагаемыми правительством для выхода на траекторию стабильного экономического роста. И хотя число федеральных ведомств сокращается, что в перспективе по идее должно привести к сокращению государственных расходов, сам по себе факт настораживает. Тем более что даже нынешний экономический советник президента Андрей Илларионов, посетив заседание "круглого стола", организованного "НГ" еще в конце лета прошлого года, согласился с общими предложениями присутствовавших там экономистов о недопустимости для новой власти втягивания в такой неблагодарный в условиях вялотекущего кризиса процесс, как создание новых и переименование старых органов управления. Ведь он не только требует значительных капиталовложений, но и оттягивает силы правительства от реальных проблем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
737
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
977
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
793
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
645

Другие новости