0
1147
Газета Политика Интернет-версия

02.08.2000 00:00:00

Касается всех

Валерий Деков

Об авторе: Валерий Деков - пострадавший.
Илья Закшевер - реабилитированный.

Тэги: репрессии, реабилитация, закон


репрессии, реабилитация, закон

ЗАКОН РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", подписанный Борисом Ельциным 18 октября 1991 г., мы ждали 35 лет - со времени XX съезда КПСС.

Справедливости ради надо сказать, что государство, и прокуратура в частности, после принятия закона приступили к делу. Но сразу же возникли объективные трудности. Официальных статистических данных о жертвах политических репрессий, начиная с октября 1917-го, нет. А это значит, что в архиве для справки о реабилитации часто невозможно получить нужные документы. В таких случаях надо подавать иск в суд, отнюдь не скорый...

Кроме того, некоторые термины, используемые в законе, юридически небезукоризненны. К примеру, отсутствие четких правовых градаций у слова "пострадавший" постепенно размыло его первоначальный смысл и разделило на два понятия: "реабилитированный" - лицо, непосредственно подвергшееся репрессии, и "пострадавший" - член семьи реабилитированного, что в конце концов и было зафиксировано в изменениях и дополнениях к закону, принятых Госдумой в ноябре 1993 г.

Не стоило бы и говорить о разнице в названии, если бы за этим не стояли деньги, которых, как известно, либо нет, либо совсем нет. А поскольку их всегда совсем нет, то кому-то следует в них отказать. Кому? Разумеется, пострадавшим, ставшим таковыми дважды: один раз по вине государства, лишившего их отцов, сыновей, мужей, кормильцев, а другой - по вине законодателей, лишивших их прав и льгот из числа признанных за зеками.

А в 1995 г. при рассмотрении Конституционным судом иска З.В. Алешниковой выяснилось, что принятый закон в части его статей 2/1 и 16 не соответствует Конституции, так как не включает в число реабилитируемых детей, находившихся в специальных детских домах. В постановлении КС, вступившем в силу с момента принятия, не только ликвидировалась эта вопиющая дискриминация, но и содержалось требование, обязывающее Госдуму привести названные статьи закона в соответствие с Конституцией.

Но не хочет выполнять Дума предписание КС, и все тут. Точнее, одну часть выполнила - включила в число реабилитируемых "сидевших" детей, а "узников" детдомов Наркомпроса оставило почему-то на потом.

Тихий саботаж решения высшего судебного органа страны продолжается уже пять лет. А тем временем с помощью подзаконных актов правительство умудрилось отобрать у жертв политических репрессий часть гарантированных им действующим законом льгот.

Возможно, "прагматически" настроенные депутаты решили, что тема репрессий "закрыта", что ее следует передать на откуп исключительно СМИ и искусству - пусть обличают и скорбят... Что ж, и это надо. Но кто поможет еще живущим жертвам репрессий выжить, кто даст денег сверх пенсионных крох?.. На это способна только власть, прежде всего - законодательная.

Мы далеки от желания винить в происшедшем абсолютно всех депутатов. Знаем, есть немало таких, кто пытался залатать дыры в законе. Однако, думается, мелким ремонтом не обойтись. Нужна кардинальная переработка закона, если угодно, его новая редакция.

Прежде всего надо обратить внимание на приамбулу, ибо от нее напрямую зависит контекст статей. А потому в ней, по нашему убеждению, требуется прямо указать на репрессивную сущность тогдашнего режима. Такое признание повлечет за собой замену формулировки "выражает глубокое сочувствие" жертвам террора на "покаяние" перед ними и не в религиозно-нравственном, а в юридическом смысле этого слова. Покаяние - то есть добровольное признание своей вины за совершенные преступления. Смог же бывший заключенный гитлеровского концлагеря, первый послевоенный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр от имени германского правительства покаяться перед жертвами национал-социалистов. Так почему же не покаяться от имени правительства России первому лицу государства за зверства социал-коммунистов?

Покаяние за совершенное зло тем более необходимо, что за редчайшим исключением репрессиям подвергались те, у кого не то что состава преступления, - не было самого события преступления. Миллионы людей сделали узниками ГУЛАГа, между прочим, с целью обеспечить великие стройки социализма бесплатной рабочей силой. Однако отсутствие события преступления предполагает обязательность уголовного наказания тех, кто повинен в репрессиях или санкционировал, организовывал их "во имя высших идеалов". Не случайно на Нюрнбергском процессе было заявлено об обязательности наказания не только тех, кто отдавал преступные приказы, но и тех, кто их исполнял. А посему не может быть оправдания и реабилитации людям, повинным в репрессиях, даже тем, кто сам в конце концов оказался жертвой. Не может быть искоренено зло, пока не наказаны его персональные носители. У нас такие люди не только не понесли наказания, им не вынесли даже публичного осуждения. И живут они себе спокойно, и процветают в своей правоте.

Теперь непосредственно о статьях закона. Настала пора выполнить в полном объеме постановление КС и в новой редакции закона отнести к подлежащим реабилитации не только детей, "осчастливленных" пребыванием в детдомах Наркомпроса, но и жен репрессированных вне зависимости от их последующего семейного положения, а также родителей безвинно осужденных.

Но самое сложное, что, на наш взгляд, предстоит сделать в новой редакции закона - это заменить понятие "льгота" понятием "компенсация". Что-то в этом плане уже сделано. В действующем законе, к примеру, присутствуют оба понятия. Во избежание путаницы следовало бы уточнить, что имеется в виду. Льгота - это преимущество, награда, поощрение. Она естественна для ветерана войны, труда, представителя других, но обязательно доблестных категорий тружеников. Но о какой льготе может идти речь применительно к человеку, которому преступное государство сознательно искалечило жизнь, превратило в инвалида, лишило на долгие годы человеческого достоинства?

Мучения репрессированных, пострадавших нельзя смягчить льготами, какими бы разнообразными они ни были. Компенсация - вот что уместно. Это и должно найти отражение в новой редакции закона. Что касается суммы компенсации, то она не может быть одинаковой для всех. Поэтому определяться сумма компенсации должна в каждом случае через суд. И было бы справедливо включить в нее для ныне здравствующих реабилитированных сумму недополученной ими во время тюремного заключения и ссылки зарплаты, причем в сопоставимых цифрах. Что касается расстрелянных или умерших в лагерях, то деньги, которые они могли бы заработать на своих доарестных рабочих местах вплоть до выхода на пенсию, должны получить их прямые наследники. Конечно, так нельзя компенсировать женам - потерю мужей, родителям - детей, детям - родителей. Но можно помочь им жить.

А чтобы не было "объективных" обстоятельств, препятствующих выполнению закона, необходимо предусмотреть для волокитчиков обязательную уголовную ответственность.

Решив эту трудную задачу, Россия укрепится как правовое государство, в полной мере выполняющее Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятую Генассамблеей ООН 29 ноября 1985 года.

* * *

В 37-м одному из авторов этой публикации, тогда - мальчику десяти лет, поломали позвоночник, добиваясь нужных показаний от его отца. А жена другого в 1958 г. получила, согласно постановлению Совета министров СССР от 8.09.55, компенсацию за расстрелянного отца и конфискованное имущество 3871 руб. 85 коп. (разумеется, "старыми"). Мы рассказываем об этом вовсе не для того, чтобы "ковырять старые раны", они и так никогда не затянутся. Речь о том, что в истории России человек никогда не был защищен от произвола государства, равно как и от его последствий. И именно поэтому скажем в который уже раз - Закон "О реабилитации жертв политических репрессий" касается всех, а не только тех, кто уже пострадал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
564
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
706
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
597
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
481

Другие новости