0
1098
Газета Политика Интернет-версия

23.12.2000 00:00:00

Миротвор-
ческие усилия на Балканах приносят свои плоды

Джордж Робертсон

Об авторе: Джордж Робертсон - генеральный секретарь НАТО.

Тэги: босния, герцеговина


ПЯТЬ лет назад, 20 декабря 1995 года, в Боснии и Герцеговине были развернуты Силы по выполнению соглашения (ИФОР). Это развертывание послужило началом принципиально новой эпохи Евроатлантической безопасности для всех стран региона, включая Россию, и, что особенно важно, для Боснии и Герцеговины.

Проведение широкомасштабной миротворческой операции за пределами своей территории было новым для НАТО, но также совершенно необходимым. Дейтонское мирное соглашение положило конец самой жестокой войне, которую Европа видела за последние полвека.

Задача, порученная ИФОР, была многосложной и трудной. ИФОР получили годовой мандат по контролю над выполнением военных аспектов Дейтонского мирного соглашения - обеспечением прекращения военных действий; разъединением вооруженных сил, вновь созданных согласно мирному соглашению административных образований - Федерации Боснии и Герцеговины и Сербской Республики; передачей территорий между образованиями в соответствии с мирным соглашением; переброской военных частей и тяжелого оружия в места складского хранения.

По истечении двенадцатимесячного мандата ИФОР все эти цели были достигнуты. Бои были окончательно остановлены. Противоборствующие силы были разведены. Произвелась демобилизация более 350 тыс. военнослужащих, было уничтожено свыше 6 тыс. единиц тяжелого оружия. Путем проведения решительных действий и благодаря сильному присутствию ИФОР способствовали созданию условий безопасности, необходимых для начала восстановления и налаживания гражданской жизни общества. Но самое главное, ИФОР ясно продемонстрировали, что международное сообщество не допустит никакого возобновления военных действий и что мирный путь - единственный путь, по которому отныне может следовать народ Боснии и Герцеговины.

Данный факт по любым стандартам стал историческим достижением. Однако подобным успехом мы обязаны не только странам - членам НАТО. Напротив, многие страны, не входящие в НАТО, приняли участие в операции. ИФОР послужили первичным материалом в построении новой архитектуры Евроатлантической безопасности со времен окончания холодной войны, продемонстрировав, что все страны Европы и Северной Америки могут работать рука об руку во имя достижения единых целей. В самом деле, в первый раз со времен Второй мировой войны российские и американские войска были задействованы совместно. Ничто не может нагляднее показать, что мы действительно вступили в новую эру после холодной войны, когда диалог и сотрудничество пришли на смену конфронтации и насилия.

Успешная деятельность ИФОР заложила основу для их последователей - Сил стабилизации (СФОР). Когда в конце 1996 года СФОР заменили ИФОР, цели операции стали более широкомасштабными. Конечно, СФОР продолжали осуществлять задачи предотвращения военных действий и обеспечения условий для продвижения мирного процесса. Однако в то же время СФОР начали в пределах своих возможностей оказывать все большую и большую поддержку гражданским организациям - таким, как Управление высокого представителя (УВП), Миссии ООН в Боснии и Герцеговине, Миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Международному уголовному трибуналу по бывшей Югославии. В самом деле, начиная с декабря 1995 года международное сообщество стало все более тесно сплачивать свои усилия во имя достижения единой цели - помочь Боснии и Герцеговине стать стабильной, мирной и многоэтнической страной.

Сегодня, на пороге 2001 года, эти усилия наглядно принесли плоды. Впечатляющее улучшение условий безопасности позволило сократить численность СФОР примерно до трети численности ИФОР. Рекордное число возвращающихся беженцев, включая районы, в которых они являются этническим меньшинством, также отражают улучшение ситуации. На местах действуют многоэтнические органы управления и администрации Боснии и Герцеговины. Все больше и больше лиц, обвиненных в военных преступлениях Международным трибуналом, отвечают за содеянное перед справедливым судом в Гааге, а иные, еще не прибывшие в Гаагу, все сильнее чувствуют неукоснительное приближение меча правосудия.

Это важные достижения, однако предстоит сделать еще больше, причем безотлагательно. Международное сообщество начинает быстро уставать от низких показателей прогресса в сфере выполнения народом Боснии и Герцеговины собственных обязательств согласно Дейтонскому мирному соглашению и в предпринятии трудных шагов, необходимых для самостоятельного существования их страны. И по мере утрачивания терпения международного сообщества будет сокращаться международная поддержка в финансовой, политической и военной областях.

Что требуется сделать? В первую очередь политические лидеры должны наконец порвать с экстремальным национализмом. В нем просто нет будущего ни для внутренней безопасности Боснии и Герцеговины, ни для непрерывающейся международной поддержки.

Итоги всеобщих выборов, состоявшихся 11 ноября, показали еще слишком высокую степень поддержки националистическим партиям. Подобная ситуация должна измениться в целях истинного достижения демократии в Боснии и Герцеговине. Чтобы достичь полного расцвета демократических ценностей, стране необходимы действующие централизованные органы власти, а это произойдет только при условии того, что избиратели вручат избранным политическим лидерам мандат, обязывающий их добросовестно работать со всеми боснийцами, независимо от их этнической принадлежности.

В особенности это относится к вооруженным силам. Проще говоря, Босния и Герцеговина нуждается в единой системе вооруженных сил под объединенным командованием и единой военной доктриной, и боснийские политические лидеры должны оказывать содействие военным командующим в развитии подобной организации. В этом - предпосылка полной интеграции Боснии в международное сообщество. Международное терпение истощается в свете замороженных темпов проведения реформ.

Оба административных образования Боснии также должны действовать в соответствии со своими обязательствами в рамках Дейтонского соглашения - передать Международному трибуналу лиц, обвиняемых в военных преступлениях. Подобные действия продемонстрируют решимость Боснии и Герцеговины выполнять свои международные обязательства и пойдут на пользу внутренней безопасности страны, поскольку обвиняемые являются дестабилизирующими элементами - они олицетворяют самое темное прошлое Боснии и Герцеговины, но не их светлое будущее.

Наконец, Босния и Герцеговина должна серьезно заняться проведением экономических реформ. За последние пять лет Босния и Герцеговина получила большую помощь на душу населения, чем любая другая страна региона, - в целом она составила 5,1 миллиарда долларов. В настоящее время эта помощь быстро сокращается, и страна должна безотлагательно обеспечить себе долгосрочный самостоятельный рост. Это означает в первую очередь создание единого экономического пространства в области обложения налогами, финансовых услуг, стандартов и регулирования. И это значит проведение борьбы с коррупцией в целях создания атмосферы доверия для привлечения инвестиций со стороны международного делового мира. Только благодаря подобным мерам Босния и Герцеговина сможет получить преимущества, которыми уже пользуются другие страны Юго-Восточной Европы.

В самом деле, достаточно одного взгляда на другие страны Балканского региона, чтобы убедиться в потенциальной отдаче от реальных реформ. Сначала Хорватия, а сейчас Союзная Республика Югославия реально порвали с экстремальным национализмом и с агрессивной политикой прошлого и встали на путь сотрудничества с международным сообществом. Каков итог? Обе эти страны вместе с остальным регионом становятся день ото дня все более стабильными и более процветающими при максимально полной поддержке международного сообщества. Полным контрастом остаются низкие показатели прогресса Боснии и Герцеговины.

Будущее Боснии и Герцеговины находится в руках их граждан и их политических лидеров. Они должны порвать с экстремальным национализмом. Они должны учредить единые, многоэтнические органы власти. Они должны создать экономические условия для укрепления процветания. И они должны продемонстрировать, что могут жить в мире со своими соседями. Преимущества в случае успеха очевидны: растущее благосостояние, большая безопасность, все более тесная интеграция в Евроатлантическое сообщество. Международное сообщество, включая Россию, проявляет готовность в оказании содействия превращению этого видения в реальность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
1013
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
1106
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
1172
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
2121

Другие новости