0
939
Газета Политика Интернет-версия

15.05.2001 00:00:00

Трагедия России как плата за попытки отречься от самих себя

Алексей Кива

Об авторе: Алексей Васильевич Кива - политолог.

Тэги: раскол, россия, глобализация


ТО, ЧТО "Независимая газета" начала обсуждение проблемы выживания России при сохранении идентичности в условиях глобализации, считаю крайне актуальным для страны. Хотя, возможно, даже чуть запоздалым. Впрочем, какой смысл был обсуждать ее в годы ельцинского безвременья! Только вот что заставляет задуматься. Во-первых, почему ставится сам вопрос о российской идентичности. Мы что, доисторический народ? Или, может быть, молодая страна, возникшая после краха колониальной системы? Или после распада СССР русские как народ оказались в стране в меньшинстве и потеряли статус государственно-образующей нации и надо заново определять российскую идентичность? Ответы на все эти вопросы будут отрицательными. Наконец, почему только у нас из давно существующих стран ставится вопрос о национальной идентичности? Парадокс в том, что такая проблема действительно существует. Но об этом чуть позже.

И второй вопрос: а почему, собственно, наши западники продолжают ставить вопрос о вхождении России в Европу, в западное сообщество? И, главное, зачем это нам нужно, если мы хотим оставаться великой, одновременно и европейской, и азиатской страной? Да и разве не стало окончательно ясно, что идея вхождения нашей страны в так называемый общеевропейский дом с самого начала ее появления была несостоятельной, утопичной и просто самоубийственной для нас как многонациональной, а точнее, многорасовой страны? В нынешней России проживает примерно 20 процентов мусульман, а в СССР было около половины неевропейского, в основном мусульманского населения. Как же при этом можно было ставить вопрос о вхождении страны не в сообщество развитых, а в сообщество европейских стран?!

Многие из нас сейчас ругают почем зря Бориса Ельцина за развал и разграбление страны, в результате чего она оказалась отброшенной, по мнению некоторых авторов, на 50 лет назад. Но Ельцин лишь продолжал политику Михаила Горбачева. Не знаю, кто посоветовал ему выдвинуть идею вхождения СССР в "общеевропейский дом", но именно эта идея и стала роковой для судеб большой России. И потому, что для азиатской части населения она была чуждой, ибо неевропейцы не могут считать себя европейцами. И потому, что не все советские европейцы приветствовали эту идею. Она неприемлема для славянофилов. И, главное, потому, что по здравом размышлении эта идея в принципе несбыточна. Но она породила иллюзорные представления и ожидания (сменившиеся потом горькими разочарованиями) в духе того, что после краха коммунизма нас с Западом теперь ничего не разъединяет и он поможет нам быстро перевести централизованную экономику на рыночные рельсы. Отсюда и односторонние уступки Западу на многих направлениях, и реформирование страны по его же рецептам. Результаты известны.

И когда говорят, что Горбачев и Ельцин всего лишь продолжали давнюю традицию наших западников, среди которых были и большевики, то тут надо кое-что прояснить. Дореволюционные западники были совсем другими, о чем уже говорилось на страницах "НГ". А что касается большевиков, то они действительно были самыми радикальными и последовательными западниками. Они взяли на вооружение не только выросшее из тамошних социально-экономических условий и политической традиции учение Маркса, но и оперировали представлениями и категориями западного общества. Но большевики смотрели на Запад с мессианских позиций, с позиций его спасения от загнивающего и зашедшего в тупик капитализма, считали ленинизм вершиной мировой общественной мысли, а Советы - универсальной формой политической власти. Нынешние же либералы-западники испытывают по отношению к Западу комплекс неполноценности, готовы мириться с ролью послушных учеников и проводников западного влияния в нашей стране по принципу: что хорошо для Запада, то хорошо и для России.

Как бы многие из нас внешне ни были неотличимы от европейцев и не тянулись к Западу, и этногенез русского народа (на основе не только славян, угрофиннов и пр., но и тюрков, монголоидов), и исторические, геополитические и некоторые другие факторы породили особый, не чисто европейский склад национального характера. Включая ментальность, психологию, трудовую этику. Сформировали во многом иной тип межличностных отношений, иную шкалу ценностей, иной взгляд на должное и возможное и пр. Да и природные факторы таковы, что издержки производства при равных других условиях у нас всегда будут выше, чем в странах с более благоприятным климатом и не столь громадными пространствами. Что, понятно, ставит нас в невыгодные условия в конкурентной борьбе и, наверное, поэтому делает государство незаменимым регулятором экономических и общественных отношений.

Это вовсе не значит, что по своему потенциалу мы уступаем европейцам. Просто мы другие. Мы - евразийцы. Как другими являются японцы, китайцы или индийцы. Хотя по культуре русские - европейцы.

Еще в первой трети позапрошлого века правящей, да и интеллектуальной элите следовало бы всерьез задуматься над проблемой, которую впервые поставил (жаль только, что в несколько резковатой форме) Петр Чаадаев в своем Первом философическом письме (1829 г.). О неких странностях российского развития. "Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперед, пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной".

Это же было гениальное озарение философа, дававшее ключ к пониманию основной причины ущербного развития российского общества! Но вместо того, чтобы вынести поднятый им вопрос, каким бы он ни казался спорным, в центр общественного внимания, царь Николай I объявил философа сумасшедшим, а российская творческая элита отреагировала на него расколом. На тех, кто был возмущен "клеветой" на собственный народ и его историю, ибо Чаадаев сказал и много другого крайне нелицеприятного для русского уха, тем более что в пример ставил модель развития западного общества. И на тех, кто в принципе был согласен с основными положениями Чаадаева. То есть на славянофилов и западников.

И это стало поистине трагедией для России. Она до сих пор не смогла не только преодолеть этот раскол, раскол национального сознания (которого нет ни в одной европейской стране), но и найти свой путь развития. Отсюда и наши извечные "что делать и кто виноват", и повторяющееся появление вопроса о российской идентичности. Как ни прискорбно признавать, но слова Чаадаева о том, что мы в истории как бы ходим по кругу, стали пророческими. В 1917 году разрушили капитализм ради социализма, а 70 лет спустя - социализм ради капитализма. И оба раза под идейным влиянием Запада. А Чаадаев все-таки надеялся, что "отдаленные потомки" извлекут "великий урок" из нашей истории. Не извлекли!

Полной правды по поводу сбоя в коде развития России не было ни у славянофилов, ни у западников. Ее еще предстояло найти. И ее можно было бы найти, если бы не царский гнев и резкая реакция влиятельных в общественном мнении писателей Аксаковых (отца и сына), братьев Киреевских (один из которых был еще и философом), философа и писателя А.С. Хомякова и др.

И лишь многие годы спустя, да и то как бы глядя на Россию со стороны, из эмиграции, высланные Лениным из страны или бежавшие из нее после прихода к власти большевиков философы и публицисты выдвинули идею евразийства. Это такие, как Г.В. Флоровский, Н.С. Трубецкой, П.Н.Савицкий, Л.П. Карсавин и др. В двух словах и несколько огрубляя, основная идея состоит в том, чтобы оставаться самими собой, такими, какие мы есть. В чем-то европейцы, а в чем-то и азиаты. Со слабыми, но и очень сильными сторонами и как нация, и как страна, будучи в одно и то же время и европейской, и азиатской.

И эти преимущества, как говорится, надо использовать до дна, не стремясь ориентироваться только на Запад или походить на американцев, англичан или французов. И неужели кому-то не ясно, что без своей азиатской составляющей мы бы, а с нами вместе и большая часть человечества, оказались бы под пятой фашизма?

И главное - не обезьянничать, как то с новой силой делают многие наши нынешние западники. Ибо это и является основной причиной того, что, как говорил Чаадаев, "прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда". И, как говорится, не в бровь, а в глаз: "Мы воспринимаем только совершенно готовые идеи". Наши "младореформаторы", наши правозащитники из диссидентов, наши поклонники западного либерализма и пр. как раз и хотели и до сих пор хотят пересадить на российскую почву, словно рассаду, именно готовые формы бытия, сформировавшегося в странах Запада за сотни лет развития. Это и есть путь в никуда.

Такая модель поведения будет ставить нас в положение чьих-то вечных учеников, вечно отстающих, вечно кого-то догоняющих, блокировать процесс саморазвития. И не в том дело, чтобы вариться в собственном соку, не перенимая лучшее у других народов. Японцы перенимали и перенимают, наверное, больше всех, однако же остаются японцами, оберегают свою культуру, традиции, в том числе те, которые многим европейцам кажутся архаичными. И не комплексуют оттого, что есть области, в которых они разительно уступают странам Запада. Так же ведут себя и китайцы, индийцы и многие другие народы.

И, как говорится, под самый занавес. Не стремись мы в иллюзорный общеевропейский дом, где нас не ждут и на деле никогда не ждали, наше развитие наверняка не было бы столь драматическим, каким оно стало. И это наказание нам за измену своим корням, самим себе. Пора бы и в самом деле извлечь урок!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
387
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
459
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
396
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
315

Другие новости