ПРИЗНАЕМСЯ сами себе: все это мы уже не единожды видели и до событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. Самолеты (авианосцы, подводные лодки), захваченные террористами; горящие небоскребы; отморозки-террористы любых цветов кожи и вероисповеданий... Но в последний момент находился какой-нибудь брюс уиллис, арнольд шварценеггер или стивен сигал, который спасал США, а заодно и весь мир от апокалипсиса. 11 сентября такого брюса-арнольда-стивена не оказалось. Но самое парадоксальное, что сознание очень многих американцев (да и не только американцев) было культурологически подготовленным к террористическому Армагеддону. Голливуд, как оказалось, это помимо всего прочего и коллективный американский психоаналитик.
Американские газеты уже полны примерами типичного реагирования среднестатистического янки на теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Какой-то клерк, став свидетелем первого тарана здания Всемирного торгового центра (ВТЦ), бросился в ближайшее кафе, чтобы... посмотреть по телевизору повтор произошедшего. И когда следующий "боинг" врезался во второй небоскреб, все это было воспринято как телепередача.
Комментаторы Си-эн-эн (кстати, абсолютно профессионально ведшие прямые трансляции на фоне панорамы из двух горящих небоскребов-близнецов) и те не удержались, и первыми их репликами стали: "Это фантасмагорическое зрелище!", а чуть позже - "Вот рухнули 200 миллионов долларов!"
Еще не успев даже осознать, что происходит, американцы, оказавшиеся поблизости от ВТЦ, кинулись скупать в местных закусочных и аптеках минеральную воду, сигареты и... одноразовые фотоаппараты (sic!). В магазинах спортивных товаров горожане за считанные минуты смели с полок теннисные туфли, понимая, что им придется бросить машины и идти домой пешком. Большой популярностью пользовались открытки и другие сувениры с изображением башен-близнецов ВТЦ.
Администрация интернет-аукциона eBay запретила продавать на своем сайте любые предметы, связанные с терактами в США 11 сентября 2001 года, сообщает Reuters. Под запрет попадают, в частности, куски конструкционных материалов обрушившегося Всемирного торгового центра, видеозаписи, сделанные на месте событий в течение дня трагедии, а также открытки и календари с изображением разрушающихся небоскребов.
Мозг представителя западной цивилизации давно уже стал лишь продолжением экрана телевизора, или "эхом электромагнитных процессов в телевизионной трубке", как заметил российский писатель Виктор Пелевин. И это неудивительно, особенно для США - страны, в которой еще в 1996 г. в специальном правительственном исследовании отмечалось как очень тревожный факт, что лишь 6,4% процента сельского чернокожего населения имеют персональные компьютеры...
Память стала фактически самостоятельным субъектом реальности: на удовлетворение ее потребностей работают гигантские отрасли индустрии. И недаром: уже появились сообщения, что в Голливуде создаются сразу несколько сценариев художественных фильмов о событиях 11 сентября в Америке. Еще бы, какая богатая фактура! Из каждого из четырех самолетов, захваченных террористами, буквально за несколько мгновений до смертельного тарана было сделано несколько звонков по мобильным телефонам. В самолете, врезавшемся в Пентагон, находилась известная тележурналистка, политический обозреватель Си-эн-эн Барбара Олсон. Она тоже успела позвонить своему мужу... Короче, актуальная реальность должна быть превращена в виртуальную. Похоже, это просто рефлекс самозащиты для американцев.
Впрочем, надо отметить, что две голливудские киностудии решили отложить давно намеченные премьеры блокбастеров, в которых идет речь о террористах и взрывах, сообщает Reuters. Премьера боевика "Несущественный ущерб" (Collateral Damage) производства Warner Bros., в котором Шварценеггер в очередной раз настигает и побеждает злобных террористов, взорвавших его жену и детей, была намечена на 5 октября. 21 сентября должна была состояться премьера комедии входящей в Walt Disney Co компании Touchstone Pictures "Большая неприятность" (Big Trouble), в которой обыгрывается тема "частного ядерного чемоданчика", найденного группой ничего не подозревающих людей.
Еще меньше повезло готовившемуся к запуску 12 сентября рекламному ролику нового фантастического триллера "Человек-паук" (Spider-Man), который, согласно давно составленному Sony Pictures Entertainment графику, должен был выйти в прокат в мае будущего года. В этом ролике грабители банка запутываются в паутине, растянутой главным героем между двумя башнями Всемирного торго-
вого центра. Sony Pictures Entertainment также отозвала уже отпечатанные рекламные плакаты к этому фильму. Однако о возможности отказа от проката фильма, в который вложены миллионы долларов, ничего не сообщается.
Сразу после терактов американские телекомпании изменили сетку вещания, сняв с эфира до конца недели все боевики со взрывами и угонами, заменив их романтическими фильмами и семейными комедиями...
И это тоже нормально - американский вариант "Лебединого озера".