0
727
Газета Политика Интернет-версия

29.01.2002 00:00:00

Налоговая реформа будет продолжена

Тэги: жуков, налог, реформа


жуков, налог, реформа

-Александр Дмитриевич, планирует ли бюджетный комитет Госдумы в ходе этой сессии рассмотреть законопроекты, связанные с дальнейшим продвижением налоговой реформы?

- Мы собираемся продолжить работу над второй частью Налогового кодекса и будем рассматривать поправки к первой его части. Уже сейчас есть ряд изменений и дополнений, которые заявлены правительством как первоочередные. Мы будем их рассматривать вместе с альтернативными проектами депутата Виктора Похмелкина и Экспертного совета при нашем комитете.

Правительство внесло поправки, касающиеся определения понятия "налогоплательщик". Оно существенно расширяется: вместо нынешнего - налогоплательщиком является тот, у кого есть обязанность заплатить какой-то налог - предлагается считать таковыми фактически всех физических и юридических лиц в том случае, если они получают так называемый ИНН - индивидуальный налоговый номер. Причем они будут считаться налогоплательщиками независимо от того, возникла у них обязанность платить налог или нет. Также правительство предлагает довольно много поправок по понятию "аффилированные лица".

- Есть ли в правительственном законопроекте предложения по корректировке статей, связанных с контролем над расходами физических лиц?

- Да, правительство предлагает изменить их редакцию, в том числе ввести определенные санкции в том случае, если расходы не соответствуют реальным доходам: если последние меньше, то надо доплатить налог. Кроме того, вводятся пределы расходов, превышая которые гражданин будет подпадать под действие механизма контроля. В нынешней редакции первой части Налогового кодекса таких пределов нет, поэтому налоговые органы, по сути дела, никакого контроля и не ведут. Если же посмотреть в целом на предложения правительства к первой части Налогового кодекса, то можно сказать, что какие-то из них Дума может и не поддержать. Думаю, что поправки, ущемляющие права налогоплательщиков, имеют очень мало шансов на одобрение депутатами.

- Многие депутаты, в том числе и вы лично, настаивают на снижении единого социального налога и налога на добавленную стоимость. Будет ли бюджетный комитет заниматься этой проблемой?

- Мы хотим обсудить возможность снижения этих налогов и принять решение уже сейчас или же отложить его на осень. По НДС, в частности, надо решить следующие вопросы: снижение ставки, ее унификация и ликвидация оставшихся льгот. По ставке налога есть разные расчеты, но я считаю, что ее вполне можно снизить до 16-17 процентов. По единому социальному налогу вопрос о снижении ставки тоже по-прежнему актуален. На прошлой сессии мы такое решение отложили в связи с проведением пенсионной реформы, но сейчас посмотрим, как будет идти сбор этого налога, как станут выполняться обязательства Пенсионного фонда. Думаю, что через три-четыре месяца все необходимые данные у нас уже будут.

- Периодически высказываются идеи о введении законодательного ограничения максимального налогообложения. Возможно ли установить такой предел и надо ли это делать?

- Законодательно это сделать довольно нелегко. Просто у нас есть цель, к которой мы движемся, - общее максимальное налоговое бремя. Мы хотим его снизить до уровня примерно 30 процентов ВВП.

- А какая часть ВВП сейчас изымается государством в виде налогов?

- Еще два года назад было за 45 процентов, но мы все время идем вниз: по 2-3 процента в год. Итоги же прошлого года пока не подведены.

- Наиболее радикальным снижением стало установление единой ставки подоходного налога в размере 13 процентов. Ожидалось, что в результате этого граждане более охотно станут открывать свои доходы и начнется их настоящая легализация.

- Если посмотреть расчеты правительства, когда такой низкий подоходный налог закладывался в бюджет, то они были построены на том, что зарплата в стране будет увеличиваться, но в связи со снижением налога доходы бюджетов будут только чуть-чуть больше, чем в предыдущем году. А в реальной жизни получилось, что доходы оказались в полтора раза больше, чем в 2000 году. Впрочем, правительство тогда устраивал даже такой результат. Так что это стало уникальным случаем в мировой истории, когда резкое снижение ставки в первый же год на самом деле привело к увеличению доходов.

Не забывайте при этом, что рост налогооблагаемой базы сдерживает все еще высокий единый социальный налог. Мы считали, что если ЕСН будет уменьшен даже до 30 процентов с нынешнего максимума в 35,6 и будет облегчен доступ к регрессии - не со 100 тысяч рублей, а с 50 или 75 тысяч, то это уже будет серьезный шаг вперед. Есть высокие шансы на то, что и правительство согласится с такими снижениями, хотя, еще раз подчеркну, все зависит от того, как будет идти сбор средств в Пенсионный фонд. В этом же, собственно, и заключается главная проблема - правительство боится, что денег на выплату пенсий у государства не хватит. Но решаться на снижение ставки ЕСН придется все равно, потому что она является тормозом для расширения базы и по подоходному, и по социальному налогам.

- Не планирует ли думский бюджетный комитет предложить депутатам закон об амнистии капиталов?

- Мы в инициативном порядке вряд ли будем это делать. Мне кажется, что эта идея должна все-таки созреть в недрах исполнительной власти. На мой же взгляд, у нас в стране предпосылки для этого уже созданы.

- Многие говорят о необходимости введения моратория на изменения налоговой системы хотя бы на несколько лет. Можно ли это закрепить прямо в налоговом законодательстве?

- Это очень трудно формализовать в законодательстве. У нас в стране есть много налоговых ставок - так называемых специфических, то есть установленных в рублях. Это, например, акцизы, которые так или иначе каждый год приходится в связи с инфляцией индексировать. А вот если обязательство не увеличивать налоговое бремя будет зафиксировано, к примеру, в послании президента, то это будет наиболее логично. Это станет своего рода обращением и к законодателям, и к налогоплательщикам. Но вообще-то такие авансы не стоит выдавать до тех пор, пока не закончена в целом работа над основными налогами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1174
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1290
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1073
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
885

Другие новости