0
797
Газета Политика Интернет-версия

04.03.2005 00:00:00

Даже сомнительные выборы могут быть благом

Михаил Маргелов

Об авторе: Михаил Маргелов - председатель комитета по международным делам Совета Федерации.

Тэги: ирак, палестина, выборы, демократия


Начало этого года стало ключевым на ближневосточной арене. Произошли сразу два события, в чем-то очень похожих, а в чем-то – кардинально различных. Сразу два народа выбирали свой путь развития на многолетнюю перспективу. В Палестине выбирали руководство автономии, а в Ираке – первый в новейшей истории страны демократически избранный парламент. И там, и там ситуация осложнялась как международным давлением, так и внутриполитической дестабилизацией, в обеих странах весьма сильно влияние различных террористических групп, и были сомнения, что выборы состоятся.

Прошедшие выборы в Палестине – пожалуй, последний шанс в регионе на мирное разрешение конфликта. С самого начала было понятно, что в задачу тех людей, которые должны были прийти в результате выборов к власти, входит расставить все точки над «i» во взаимоотношениях между автономией и Израилем, сделав ключевой цивилизационный выбор.

То, что палестинцы выбрали диалог, ясно доказывает, что народ готов к мирному сосуществованию с Израилем. С приходом к власти в Палестинской автономии Махмуда Аббаса, уже сделавшего, несмотря на противодействие лидеров террористических группировок, немало шагов для установления порядка на территории автономии и укрепления мира с Израилем – ситуация в регионе начнет стабилизироваться. Хотя, конечно, большое количество сложностей еще остается. Ведь далеко не все зависит исключительно от руководства Палестинской автономии. Многое зависит и от Израиля, и от связки Палестина–Сирия–Иордания–Ливан, и от общей ситуации в регионе.

Допускаю мысль, что ряд мирных инициатив Махмуда Аббаса могут не получить поддержки у представителей руководства соседних арабских стран, многие из которых живут еще в старой системе координат и привыкли к недостаточно последовательной и половинчатой политике Ясира Арафата. Но надеюсь, что он сумеет справиться как с внутренним, так и с внешним давлением. Ему уже удалось заключить с вооруженными группировками, действующими на территории Палестины, соглашение о прекращении военных действий против Израиля, многого ему удалось добиться и в ходе саммита в Шарм эль-Шейхе.

Вообще саммит в Шарм эль-Шейхе, ставший возможным в результате этих выборов и победы Махмуда Аббаса, я считаю знаковым событием для оценки результатов выборов. Мир уже отвык от слова «мир» применительно к Палестине и Израилю, поэтому официальное прекращение военных действий, о котором было объявлено Ариэлем Шароном и Махмудом Аббасом, – то самое, крайне важное, за что и голосовал палестинский народ.

Если говорить об иракских выборах и сравнивать их с палестинскими, то, безусловно, выборами в традиционном понимании их считать нельзя. До сих пор непонятны многие вопросы, связанные с явкой избирателей на избирательные участки, с тем, как осуществлялось пресечение двойного и тройного голосования, да и многие другие технические моменты прошедших выборов вызывают огромное сомнение. Сам факт, что на ряде избирательных участков, несмотря на наличие огромного количества войск коалиции, происходили теракты, и практически все избиратели чувствовали себя в смертельной опасности, позволяет усомниться в легитимности происшедшего. Более того, задерживается и официальное объявление результатов выборов, что также провоцирует дополнительные вопросы. Тем не менее даже столь сомнительные выборы я бы посчитал благом для республики.

Ирак, никогда не имевший никакой свободы, сегодня проходит этап привыкания к ней – со всеми вытекающими из этого последствиями. Однако мое искреннее убеждение, что такой сценарий в странах, получивших демократические ценности сверху, неизбежен и в политическом, и в экономическом смысле. Поэтому то, как проходили иракские выборы, процесс закономерный на том пути, каким только начинает идти иракский народ. И главное, на мой взгляд, сегодня не качество прошедших выборов, а то, что они вообще состоялись.

Правда, есть у этих выборов и еще одна сторона медали, а именно: практический срыв выборов суннитской частью иракского населения, что может привести впоследствии к различным внутриполитическим осложнениям, вплоть до гражданской войны. Сегодня, как мне кажется, этой опасности еще можно избежать. Ведь в результате этих выборов формируется не постоянный, а переходный парламент, главной задачей которого является разработка новой Конституции страны.

Вообще то, что выборы и в Палестине, и в Ираке, хоть и с натяжкой, но можно считать состоявшимися, – большой удар по той мировой угрозе, которая дамокловым мечом висит над всем цивилизованным миром, по мировому терроризму.

Выборы – лишь первый шаг на пути к излечению. Сам же процесс излечения зависит от многих как дестабилизирующих, так и стабилизирующих факторов в регионе. В этой связи надо отдельно сказать о дальнейшей роли России в тех процессах, которые могут последовать за состоявшимися выборами.

В Ираке роль России более ли менее понятна. Всегда выступавшая против военных действий, а раз уж они состоялись, то за скорейшую стабилизацию и демократизацию республики, Россия – идеальный посредник и партнер Ирака в деле построения новой политической системы и восстановления экономики страны.

Не менее важной мне видится и будущая роль России в урегулировании палестино-израильского конфликта. Москва, исторически выступавшая посредником между сторонами и участвовавшая в разработке плана урегулирования «Дорожная карта», ни в коем случае не должна самоустраняться от помощи в переговорном процессе. Теперь, когда появилась сила, с которой можно говорить и которая правомочна выступать от лица большинства палестинцев, перспективы налаживания прочного диалога как никогда высоки. И главной задачей Москвы сейчас является поиск и налаживание контактов с новым руководством Палестинской автономии, и, как мне кажется, эта задача уже начинает решаться, о чем недвусмысленно говорит недавний визит Махмуда Аббаса в Россию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
664
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
582
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
695
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
481

Другие новости