0
677
Газета Политика Интернет-версия

08.04.2008 00:00:00

Европе, США и России нужна единая система ПРО

Павел Золотарев

Об авторе: Павел Семенович Золотарев - генерал-майор запаса, заместитель директора Института США и Канады РАН.

Тэги: сша, европа, про


Заключительный этап президентства Джорджа Буша-младшего отличается высокой активностью на российском направлении. Досрочная встреча группы четырех министров в минувшем марте, встречи с президентом России на саммите НАТО в Бухаресте и, наконец, только что завершившаяся в Сочи. Причины подобной активности – отдельная тема. Интересней происшедшие подвижки по проблеме размещения элементов американской системы ПРО в Европе.

Прежде чем остановиться на их сути, необходимо отметить несколько важных особенностей.

1. Американские средства ПРО в Чехии и Польше предназначены для снижения угрозы Соединенным Штатам от баллистических ракет межконтинентальной дальности и не имеют никакого отношения к нейтрализации возможных ракетных угроз европейским государствам.

2. Американские инициативы по ПРО в Европе затормозили российско-натовские работы по европейской системе противоракетной обороны.

3. Для самой Европы более актуальны потенциальные угрозы от ракет малой и средней дальности, хотя в отдаленной перспективе не исключены угрозы и от межконтинентальных ракет.

4. Источники ракетно-ядерной опасности могут возникнуть с разных географических направлений. Поэтому архитектура системы противоракетной обороны должна быть гибкой.

5. Эффективная система противоракетной обороны не может быть создана в рамках одной национальной территории и усилиями одного государства из-за неопределенности ракетоопасных направлений и необходимости поражения целей на различных участках траектории их полета.

6. Оптимальная ПРО должна быть коллективной по построению, что позволяет суммировать возможности различных государств (территориальные особенности, наличие и эффективность национальных средств ПРО и т.д.).

7. Размещение средств противоракетной обороны за пределами национальной территории неизбежно будет вызывать опасения со стороны государств, обладающих ракетным потенциалом и попадающих в зону действия этих средств.

Опасения того или иного государства от размещенных вблизи национальной территории средств ПРО могут быть сняты двумя способами. Первый и наиболее эффективный – участие в создании и управлении системой противоракетной обороны. Второй – за счет комплекса мер, предотвращающих возможность создания угроз государствам, против которых такая система не предназначена.

В качестве фундамента для дальнейшего построения коллективного пункта управления системой ПРО могут послужить центры обмена данными от систем предупреждения о ракетном нападении. Российско-американским меморандумом, принятым 10 лет назад, об открытии в Москве совместного Центра обмена данными (ЦОД) предусматривалось:

– создавать ЦОД открытым для участия в его работе представителей других стран;

– предоставление всеми участниками ЦОД заблаговременных уведомлений о предстоящих пусках ракет (испытательных, учебно-боевых, научных, запуска космических аппаратов и т.д.);

– на первом этапе оснащение ЦОД национальными техническими средствами отображения информации от СПРН, а в последующем предусматривается их электрическое сопряжение.

Следует ожидать возражений, основанных на сомнениях в самой возможности коллективного управления столь сложными системами, как ПРО. Не получится ли так, что, пока будет вырабатываться совместное решение, оно окажется уже ненужным? В этой связи необходимо отметить еще одну особенность.

В условиях ограниченного времени огневые средства систем ПРО эффективны лишь в автоматическом режиме функционирования. Временной дефицит не позволяет в автоматизированном режиме (при участии человека) сопровождать цели, распределять средства для их поражения, осуществлять их запуск и наведение на цель.

С этим учетом на пункт управления системы ПРО в регионе вероятнее всего могут возлагаться функции:

– сбора и отслеживания информации о состоянии национальных огневых комплексов, предоставленных для использования в составе объединенной системы региональной ПРО;

– перевод огневых комплексов в то или иное состояние готовности с учетом получаемой информации из различных источников, в том числе от национальных СПРН;

– сбор и анализ информации о ходе выполнения задач по поражению целей на различных участках траектории.

При таком наборе функций вполне реальна постановка вопроса о совместном управлении. Отсюда и вытекает обоснованность и логичность того подхода, который был озвучен президентом России. Действительно, мы можем согласиться с размещением элементов ПРО Соединенных Штатов в Европе, но они должны входить в состав общей системы противоракетной обороны и находиться в совместном управлении.

Однако Соединенные Штаты пока не готовы к такому варианту. Они склонны к единоличному управлению своими средствами, но обозначили движение к комплексу мер, снимающих озабоченности России.

Что же должны позволять эти меры? Очевидно, что они должны позволять контролировать выполнение технических условий, исключающих возможность использования радиолокационных средств, расположенных в Чехии, на российском направлении. Контролировать выполнение технических условий, исключающих переоборудование противоракет в боевые ракеты. Контролировать выполнение условий, предотвращающих применение противоракет, размещенных на территории Польши, против российских МБР.

Насколько можно судить по результатам последних встреч и президентов, и группы четырех министров, американская сторона подготовила предложения по комплексу таких мер. Но вероятнее всего они еще носят неокончательный характер и не оформлены официально. Поэтому реакцию российской стороны следует ожидать несколько позднее. В целом можно предположить, что мы еще находимся на начальном этапе выработки компромиссных решений. Основания для этого дает и саммит НАТО в Бухаресте. Одобрение натовцами перспективы размещения элементов американской ПРО в Европе сопровождается фиксацией необходимости построения европейской системы противоракетной обороны. Тем самым создаются объективные факторы, способствующие дальнейшему продвижению к оптимальному решению, предложенному российской стороной. Нет сомнений в неизменности такого подхода с российской стороны и в дальнейшем. Сложнее с США. Многое будет зависеть от будущей американской администрации, но это уже скорее из области субъективных факторов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1342
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3518
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1994
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2282

Другие новости