Обострение грузино-югоосетинского противостояния перечеркнуло, по крайней мере на неопределенное время, европейские попытки возглавить урегулирование взрывоопасных ситуаций, сложившихся у Тбилиси с Сухуми и Цхинвали. Выражением этого намерения стал предложенный Берлином в июле трехступенчатый план. На его основе авторами мыслилось предотвратить военный сценарий в зоне грузино-абхазского конфликта и реанимировать переговорный процесс между Тбилиси и Сухуми.
Инициатором этого пилотного проекта был вице-канцлер и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. При этом Берлин формально действовал как координатор так называемой Группы друзей генсека ООН по Грузии, в состав которой входят также Россия, США, Франция и Великобритания. В итоге план был ими поддержан, а также представлен грузинской и абхазской сторонам.
Конечно, настоящее согласие по кавказской проблематике между «друзьями» обнаружить трудно. Вопреки интересам безопасности России остальные члены группы поддерживают принятие Грузии в НАТО, хотя и расходятся в оценке ее готовности к членству в альянсе. В германском плане легко обнаружить протбилисский акцент, выдающий стремление закрепить попечительство Запада над Грузией. Вместе с тем угроза перерастания конфликтов Тбилиси с Сухуми и Цхинвали в новые локальные войны не соответствует ни намерениям США и их европейских союзников в приложении к Грузии, ни интересам России с ее будущей Олимпиадой в Сочи.
В этой связи исходной идеей плана Штайнмайера был выход на договоренность о неприменении силы в качестве первого шага на пути деэскалации грузино-абхазского конфликта. Далее имелись в виду содействие экономическому восстановлению Абхазии и на третьем этапе переговоры о политическом статусе непризнанной республики. Но первым пунктом, неотложной приоритетной задачей в плане значится обеспечение взаимной безопасности конфликтующих сторон.
Еще две недели назад после блиц-визитов Штайнмайера в Тбилиси, Сухуми и Москву дело выглядело так, что на базе упомянутого консенсуса немецкому плану будет дан ход. Глава МИДа Сергей Лавров назвал его концептуально правильным. В Берлине на середину августа срочно готовилась встреча представителей Группы друзей, причем с участием грузинской и абхазской сторон, хотя уговорить их немецким дипломатам удалось с большим трудом. Но теперь план Штайнмайера «завис». МИД в Берлине о нем молчит, пресса тоже. Известно, что активную роль в подготовке немецкого плана играла посол Германии в Грузии Патрисия Флор. Недавно она охотно общалась с прессой, но сейчас отказалась ответить на телефонный запрос «НГ» о том, что будет с планом дальше.
Независимо от этого ясно, что сама задача принятия сторонами совместных документов с обязательствами о неприменении силы и гарантиями безопасности обретает на фоне взрывной ситуации в грузино-осетинских делах еще большую актуальность. Неприменение силы и угрозы силой – универсальная мера. Она хорошо известна европейской дипломатии. С таких обязательств начинались Хельсинки и многие другие договоры второй половины минувшего века. Даже при сохранении взаимоисключающих позиций, как сейчас у Тбилиси с Сухуми и Цхинвали, такие обязательства облегчали переход от конфронтации к переговорам с учетом реалий и интересов сторон.
Другое дело, посильна ли такая задача западным «игрокам» в Южно-Кавказском регионе. Во-первых, между некоторыми из них наблюдается соперничество. К примеру, по сведениям «НГ», Париж, председательствующий сейчас в ЕС, недоволен амбициозным намерением Берлина набрать очки с помощью инициативы в остром вопросе. Франция тоже хочет быть причастной к урегулированию конфликтов Тбилиси с непризнанными республиками.
Во-вторых, Вашингтон в связи с планом Штайнмайера требует, чтобы разрешение конфликта, как заявил помощник госсекретаря Мэтью Брайза, «отвечало национальным интересам США». При этом Брайза дает понять, что в этих интересах не только обеспечение условий для принятия Грузии в НАТО, но и требование, чтобы прежде всего «Абхазия экономически взаимодействовала с Грузией, Турцией, странами ЕС», а уж затем «с другими государствами по берегам Черного моря», среди которых есть и сосед Россия.
В-третьих, страны Балтии и ряд других государств целиком поддерживают антироссийские установки политики Тбилиси, дополнительно затрудняя поиски развязок.
В-четвертых, попытки Тбилиси и его покровителей выдавить Россию из переговорных процессов, изменить их формат, заменить или «разбавить» российских миротворцев западными контингентами способны лишь запутать ситуацию.
Самое время вспомнить беседу Дмитрия Медведева и Михаила Саакашвили, состоявшуюся 6 июня в рамках петербургской неформальной встречи глав государств СНГ. Побывав днем ранее в Берлине и несомненно зная уже о немецких планах, российский президент сказал собеседнику, что немцы волнуются о судьбе российско-грузинских отношений, и добавил: «Считаю, что мы сами способны решить все вопросы, которые на сегодняшний день существуют, преодолеть сложности, которые имеются, и выстроить отношения на длительное время вперед». А на вопрос, что он об этом думает, Саакашвили ответил: «Совершенно с Вами согласен, Дмитрий Анатольевич!»
Предложение решить проблемы напрямую, без сомнений вполне разумно и не лишено перспективы. Однако, увы, за два минувших месяца автоматизму ссор и конфликтов ничего не противопоставлено. Тем временем ход событий ставит Кремль и его дипломатию перед cерьезным испытанием. Москве потребуется доказать свою способность переломить опасную тенденцию в отношениях России с Грузией, найти действенные аргументы и рычаги для диалога с Тбилиси, обеспечить мирный исход споров в конфликтных зонах у своих южных границ и в конечном счете гарантировать свои законные национальные интересы в Южно-Кавказском регионе.