0
1033
Газета Политика Интернет-версия

20.05.2010 00:00:00

Контуры стратегического партнерства

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель центра СНГ Института актуальных международных проблем.

Тэги: украина, россия


Визит 17–18 мая в Украину Дмитрия Медведева стал логическим продолжением апрельской встречи двух президентов в Харькове и подвел черту под циклом двусторонних встреч и переговоров, которыми страны пытаются восстановить существовавший некогда прежний уровень экономического и политического сотрудничества.

В ходе визита президента России были подписаны соглашения о демаркации российско-украинской границы, о сотрудничестве в сфере использования и развития навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, о межбанковском сотрудничестве между Укрэксимбанком и Банком ВТБ, о первоочередных мерах по развитию научно-образовательного сотрудничества на 2010–2012 годы, а также программа сотрудничества между Министерством культуры и туризма Украины и Министерством культуры РФ на 2010–2014 годы. Каждый из документов лишь наметил направления деятельности, поскольку для их воплощения в жизнь необходимо провести огромную работу.

Успешный старт двух стран в виде ратификации соглашения о продлении базирования Черноморского флота Россией до 2042 года в Севастополе и получение Украиной эксклюзивной ценовой скидки на газ, а также Киевские документы вызвали большое количество комментариев и прогнозов о чуть ли не скором объединении двух стран.

Между тем проявленная Украиной готовность к тесному экономическому взаимодействию в отдельных отраслях экономики еще не означает, что Киев и дальше будет быстро отзываться на предложения России. По крайней мере Виктор Янукович уже не раз отвергал идею интеграции в рамках Единого экономического пространства. Не стоит сбрасывать со счетов заявления представителей украинского правительства и администрации, которые пытаются донести мысль о том, что приоритетом Украины все-таки остается европейское направление.

Нынешняя уступчивость украинской власти продиктована экономической стороной вопроса. Еще до прихода к власти в Партии регионов были заняты поиском ресурсов, которые могли бы позволить стабилизировать ситуацию. После победы на президентских выборах Виктор Янукович и правительство были поставлены перед фактом пустой казны. Единственным выходом для Украины было добиться от России снижения цены на газ. Даже путем внешнеполитических уступок. В противном случае украинские металлурги и химики оказывались в крайне тяжелой ситуации, а правительство стояло перед неизбежным фактом повышения цен на услуги ЖКХ, сокращением социальных расходов со всеми вытекающими социально-политическими последствиями. А при отсутствии бюджета, в котором не было цены на газ, невозможно было начать переговоры с МВФ. Так что украинские власти были практически лишены маневра. Или должны были пойти на непопулярные меры и электоральные потери.

В ближайшее время экономическая ситуация будет удерживать Киев от внешнеполитических метаний. Слишком велика в денежном выражении цена вопроса для спонсоров Партии регионов. Да и быстрое движение в сторону России очень положительно воспринято населением восточных регионов Украины, что позволило Партии регионов консолидировать свой электорат. Если правительству в ближайшие год-полтора удастся удержать ситуацию в экономике и не допустить как минимум ее ухудшения, то Партия регионов будет иметь высокие шансы получить неплохие результаты на выборах в местные органы власти в 2011 году и на парламентских выборах 2012 года.

Наибольший интерес представляет вопрос, как будут развиваться российско-украинские отношения дальше. Одно дело политические заявления, и совсем другое – реальное выполнение соглашений.

Как ни цинично звучит, но пока в Украине сохраняется сложная ситуация и востребованы ресурсы «старшего брата», украинские власти будут делать все, чтобы в Москве были уверены, что отказ от «наследия» Виктора Ющенко – это всерьез и надолго. Этот фактор будет влиять на характер двустороннего сотрудничества, уровень которого для Виктора Януковича и правительства будет определяться социальной и макроэкономической стабильностью. Ради этого Киев будет делать уступки России и одновременно обещать МВФ проводить реформы. Тем более что у Фонда украинская сторона просит 19 млрд. долл. на решение текущих проблем.

Итоги визита российского президента в Киев и Харьковские соглашения показывают, что российская внешняя политика становится прагматичной и жесткой. Финансовые и природные ресурсы конвертируются во внешнеполитические решения, которые призваны укрепить позиции России на постсоветском пространстве, а заодно и приносить выгоды российскому бизнесу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1012
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1373
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1046
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
872

Другие новости