0
1275
Газета Политика Интернет-версия

16.12.2010 00:00:00

Постсоветские конфликты: между Россией и Западом

Александр Караваев

Об авторе: Александр Валерьевич Караваев - замгендиректора Информационно-аналитического центра МГУ.

Тэги: обсе, снг, конфликт


2010 год заканчивается на волне прозападного оптимизма. Россия оказалась в полушаге от вступления в ВТО, высказала твердую готовность сотрудничать с НАТО, сделала радикальные исторические шаги примирения в отношении Польши. В этом же году в столице ближайшего интеграционного союзника состоялся саммит ОБСЕ. Малосодержательное мероприятие, но весьма символичное, учитывая, что это первый подобный статусный форум в странах СНГ и первый спустя 10 лет. Из перспективы десятилетия заметно, что произошел полный виток: от путинского оптимизма начала 2000-х, вызванного сближением с США на фоне 11 сентября, до острых противоречий вокруг расширения НАТО и ПРО (вспомним известную речь Путина в Мюнхене). Как видим, Медведев также открыл новую страницу внешней политики с позитивных и содержательных инициатив.

Процессы в урегулировании постсоветских конфликтов всегда воспринимались главным индикатором, указывающим на градус сближения между Россией и Западом. Москва, равно как и Брюссель, с Вашингтоном никогда не являлись безусловными операторами урегулирования в том смысле, что ключ к примирению все-таки в самих конфликтующих обществах. Однако имеет смысл разобраться, где был упущен политический шанс, связанный с потеплением между Россией и Западом, а где явный недостаток импульса со стороны Москвы.

Что же мы имеем на сегодняшний день? За истекшее десятилетие в практическом плане оказался провален приднестровский проект. Влияние на Грузию было разменяно признанием Абхазии и Южной Осетии. Само по себе это результат, но потеря Грузии в политической плоскости обнуляет эти приобретения. Армяно-азербайджанский конфликт при очевидном внимании коллективного руководства Москвы скорее усугубился. Возможно ли реализовать мирный проект в сотрудничестве с Западом или продвижение в этих конфликтах возможно лишь только с опорой на собственные ресурсы при невмешательстве третьих сил? Если верно второе, то России не достигнуть результата в отсутствие мощного социального проекта интеграции, повышающего уровень жизни и качественно меняющего политическую среду постсоветского пространства.

Проблема российско-грузинских отношений будет становиться камнем преткновения в диалоге с западными партнерами. Очевидно, что Саакашвили – это надолго, но нужен хотя бы сценарий диалога, подразумевающий возможность появления на посту президента Грузии другой фигуры после 2013 года. Прежние балансы влияния на Грузию разрушены, новые придется создавать. Российско-грузинские отношения не могут оставаться в тени дискретного, половинчатого суверенитета Абхазии и Южной Осетии. Задача-максимум для России – сделать этот проект легитимным не только для большого мира, но прежде всего для самой Грузии. А для этого Россия должна обладать силами привлекательной социально-политической трансформации этой части региона Кавказа, выводящего его на качественно иной уровень жизни. Может ли Россия стать таковым субъектом влияния в процессе модернизации? Звучит наивно? Скорее слишком амбициозно. Но политика должна ставить именно такие планки.

Посмотрим на ситуацию в Приднестровье. За 10 лет этот конфликт проделал свою траекторию. План Козака по интеграции Молдовы и ее постепенной федерализации в свое время мог стать выходом. Но Воронин испугался как раз там, где надо было действовать. Он мог бы уйти примирителем двух Молдов – советской и европейской. Но не случилось. Теперь новый заход пробует Медведев. Предложив Румынию в состав спонсоров переговорного процесса, Медведев намекает на возможность размена. Из каких элементов он может состоять, сказать трудно. Но приднестровский конфликт – единственный в своем роде не обремененный высокими геополитическими интересами РФ, как теперь в случае с грузинскими конфликтами, ни лоббированием политических элит союзников Москвы, как в случае с армяно-азербайджанским конфликтом. Приднестровье – в чистом виде осколок советского наследия, который нужно либо утилизировать, либо глубоко и качественно преобразовать. Пока Тирасполь тихо выживает, в Молдове все больше нарастают настроения оставить Приднестровье позади, на пути в ЕС. Для Москвы это могло бы стать шансом договориться с Брюсселем о сделке – интеграция Молдовы в обмен на новый договор по безопасности в Европе. Продумать подобный или некий близкий по смыслу вариант было бы разумно.

Карабахский конфликт имеет другую специфику для внешней политики России. Здесь уже не присутствуют национальные интересы нашего государства в той же значительной степени, как в грузинских конфликтах на границах РФ, это проблема стратегических союзников России. Но проблема близких союзников – это и проблема России в том числе. Баку и Ереван состязаются в борьбе за симпатии Москвы. Однако разумное решение не может быть достигнуто лишь соревнованием лоббистских действий. Москва должна предложить проект урегулирования и убедить своих друзей в его возможности. Стать прочным гарантом мира двух народов. Но фактически такая возможность может быть достигнута лишь при очень глубоком вхождении России в этот регион, иными словами – при наличии мощной интеграционной составляющей, привлекательной для населения и элит этих государств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
833
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1115
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
878
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
719

Другие новости