Константин Ромодановский объявил, что переходит в жесткое наступление на фронте нелегальной миграции. Фото РИА Новости
Иностранцы совершают 3,4% преступлений в России. В Москве эта цифра составляет 18%, говорят в Федеральной миграционной службе (ФМС). Как сообщили «НГ» в Главном управлении МВД по городу Москве, за первые четыре месяца этого года в столице приезжими совершено более 10 тыс. преступлений. Что составляет 50,2% от всех остальных. Иначе говоря, каждое второе преступление совершено мигрантами – легальными или нелегальными. Цифры эти обсуждались в конце мая на коллегии Федеральной миграционной службы с участием мэра столицы Сергея Собянина. При этом в апреле был зафиксирован резкий всплеск преступности среди мигрантов – на 40%. Число преступлений, совершенных в Москве жителями ближнего зарубежья, выросло на 42%. На 72% увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений. В составе организованных групп граждане этих стран стали совершать преступления в 5,5 раза чаще. Власти едва не в ежедневном режиме принимают решения, пытаясь затормозить этот разрушительный процесс. В Москве на вокзалах открывают «фильтрующие» посты, в парламенте обсуждают перспективу въезда мигрантов по приглашениям.
Государство готово потратить на решение проблемы немалые деньги. Вчера в Совете Федерации горячо обсуждалась Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года. Замглавы администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов сообщил, что федеральная программа по гармонизации межнациональных отношений в России будет профинансирована в объеме 38 млрд. руб.
Вчера же на заседании совета глав миграционных служб стран СНГ глава ФМС Константин Ромодановский заявил: «Мы фиксируем на протяжении четырех лет значительный рост въезда в РФ. Особенно это ощущаем в 2012 и 2013 годах, больше чем на треть въехало гостей. Безусловно, это вызывает озабоченность… Значительная часть приезжает в Россию, имея намерение трудоустроиться, но не имея соответствующей подготовки». В кулуарах заседания он был еще более откровенен и красноречив: «Я думаю, что период наступления на незаконных мигрантов по Москве наступил». Ромодановский сослался на достигнутую недавно договоренность с мэром Москвы Сергеем Собяниным о переходе к более активным мерам по борьбе с нелегальной миграцией в столице: «Если мы говорим о привлечении дополнительных сил, то это будет сделано, если потребуется. Пока мы надеемся на растущее взаимодействие с органами МВД».
Как собираются власти противостоять нашествию?
«Это зависит в большей степени от того, какие меры мы будем принимать по наведению порядка, что мы еще придумаем в ответ на те уловки, которые наши гости ежедневно, ежемесячно нам представляют. Не исключаю проведения в Москве массовых мероприятий с привлечением дополнительных средств», – сказал вчера Ромодановский. И тут же добавил: «Визовый режим на сегодняшний день не совсем актуален». А вариант въезда по приглашениям может быть рассмотрен со странами, откуда идет основной приток мигрантов в Россию, «но здесь нужно дополнительно поработать, это непростой вопрос». И при этом Ромодановский признает: «У жителей мегаполисов возникает обоснованное раздражение, и мы обязаны на это реагировать. Наша задача – не пускать в страну людей, которые праздно шатаются по улицам, не имея постоянного заработка». Он заявил об этом в прошлый вторник на выездном заседании комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.
Мигранты в России – что чемодан без ручки: нести невозможно, а бросить жалко. Нужна ли стране эта внушительная армия, достигающая, по некоторым оценкам, 15 млн. человек?
Главный довод сторонников мигрантского «призыва»: мол, населения в России не хватает, люди не желают работать, и без завезенной рабочей силы никак нельзя – страна рухнет. Кстати, по данным Института национальной стратегии Михаила Ремизова, только 7% гастарбайтеров въезжают в Россию с профессией «в руках».
Научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев в беседе с «НГ» назвал оправдание массовой иммиграции в Россию делом политическим: «С одной стороны, власти заинтересованы в мигрантах, способствующих повышению доходности их бизнеса. С другой стороны, мигранты лучше всего будут голосовать за режим, обеспечивающий им более комфортную жизнь в России». Все публичные проявления недовольства власти Иноземцев считает «сотрясанием воздуха»: «На каких-то этапах население начинает требовать решительных мер, и власти пытаются показать, что они не спят и реагируют на запросы общества». Больше ничего за этим не стоит, подчеркивает Иноземцев: «Если они говорят, что виз вводить не будут, о чем речь…»
Политика властей четко ориентирована на то, чтобы увеличить количество пришлого населения, уверен Иноземцев: «Тем самым в России снижается общеобразовательный уровень и создается более однородная масса, которую можно оболванивать и которой можно манипулировать. Мне кажется, это большой политический расчет, не имеющий ничего общего с национальными интересами и ориентированный прежде всего на интересы правящей группы». Эксперта не убеждает довод о том, что в России некому работать: «Это демагогия. На самом деле любой ресурс, который в дефиците, всегда используется качественно. Дефицит всегда способствует развитию технологий. Если у вас три таджика заменяют экскаватор, то вы никогда не купите новый экскаватор!»
Михаил Ремизов в беседе с «НГ» тоже отмечает противоречивость заявлений высших чиновников. Он напоминает, что Ромодановский не раз настаивал на том, что стране необходим приток мигрантов, «и хотя он при этом оговаривался, что видит связанные с этим проблемы, но тем не менее позиция его не менялась в главном». К сожалению, она такой и останется, уверен эксперт, потому что пока соответствует нормативно-правовой базе деятельности государственных органов: «В частности, государственная концепция миграционной политики предусматривает зеленый свет в отношении массовой миграции, в том числе из Средней Азии. Это делается, несмотря на все разговоры, которые велись в последний год, в ходе избирательной кампании – и отчасти президентской».
К сожалению, отмечает эксперт, госорганы выбирают более простую политику: «А естественный ход событий – это практически неконтролируемая массовая миграция. Восстановление контроля над миграционным потоком – сложная организационная задача».
Таким образом, политика властей сводится к простым решениям. Простое почти всегда ущербно и редко гениально. Мы видим результат этого курса: страну покидают гуриевы, а въезжают те, кто никогда их не заменит.