0
3865
Газета Печатное дело Интернет-версия

21.01.2015 00:01:00

Церковь единая, но делимая

Михаил Смирнов

Об авторе: Михаил Юрьевич Смирнов – доктор социологических наук, профессор кафедры философии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

Тэги: православие, раскол, рпц, христианство


православие, раскол, рпц, христианство

А.Н. Лещинский. Проблема единства Церкви. 

– М.: Изд-во Ин-та деловых коммуникаций, 2015. – 366 с.

1-7-3.jpg

Монография известного религиоведа Анатолия Лещинского, к сожалению, малотиражна, как и большинство серьезных российских книг по религиоведению, но заметна на общем фоне публикаций светских и церковных авторов по проблемам нынешнего состояния и перспектив православной церковности.

Одной из отличительных черт этой книги является выход за локальные рамки, «вписанность» материалов по современному русскому православию и их аналитики в контекст социокультурных процессов вселенского православия. Как философ, автор в своем исследовании раскрывает динамику церковной организации на трех уровнях – общего, особенного и единичного. Это позволило ему сформулировать принципиальные обобщения, опираясь на базу обширной фактографии, но избегая детального погружения в частные сюжеты, что неизбежно препятствует выявлению ведущих тенденций и закономерностей.

Три главы монографии – это как бы три захода в сложнейшее предметное поле православной церковности, каждый из которых открывает важные грани изучаемых явлений.

Первая глава – «Социальная обусловленность церковных разделений в православии» – сразу ставит ключевую проблему: как возможно организационное единство конфессии при наличии объективных оснований для расколов и юрисдикционных разделений? Применяя известную концепцию смены парадигм к ситуации в православии, Лещинский обоснованно показывает социально-историческую закономерность церковных разделений в этой христианской конфессии. При этом вселенское православие предстает как своего рода метасистема, в рамках которой происходит постоянное возникновение динамичных подсистем церковных юрисдикций, каждая из которых, в свою очередь, обладает потенциалом дифференциации, активизирующимся при воздействии внешних и внутренних факторов. Здесь же представлена география современного распространения в мире и России автокефальных поместных Церквей и многообразие юрисдикций (расколов).

Вторая глава – «Типология церковных разделений в православии» – демонстрирует внутреннюю дифференциацию в церковной среде, включая возникновение так называемого альтернативного православия. Авторская типология церковных разделений и классификация признаков альтернативного православия по праву могут считаться важным вкладом Анатолия Лещинского в отечественное религиоведение. Представляет большой интерес обширный обзор и анализ материалов совещаний по подготовке к Всеправославному собору, созыв которого планируется на 2016 год.

Третья глава – «Отношение поместных Церквей и государств к церковным расколам» – выводит исследование в очень трудную область конкретных политико-правовых отношений, без сопряжения с которыми религиоведческое описание утратило бы реальную почву времени, места и действия. Уже сам этот ход заслуживает уважения – автор не боится разойтись в оценках и выводах с популярной ныне конфессионально ангажированной идеализацией культурного и социального облика православия.

Актуальность и острота рассматриваемых автором проблем выразились в изложенных им спорных положениях исследования. Нельзя признать убедительным, в частности, тезис о вселенском православии как интеграционной модели институционального устройства христианства – очевидно, что потенциал конфессии ныне существенно девальвирован обстоятельствами секулярного социума. Неизбежны претензии к понятийной нечеткости ряда рассуждений, где вперемешку используется терминология из областей экклесиологии, светского права, конфликтологии, социальной философии. Хотя это скорее не вина автора, а общая проблема российского религиоведения, не выработавшего адекватного языка научного описания динамики религиозных сообществ. В некоторой степени уязвимы и рассуждения о диалоге, как между церковными объединениями и светской средой (государством, обществом), так и внутриконфессиональном – предмет диалога внятного выражения не получил.

Но все эти недостатки неизбежны при работе с такой сложной темой. Несомненно, что достоинства труда Анатолия Лещинского превосходят упущения и недоработки. Поэтому отмечу, что положения и выводы этой серьезной исследовательской работы вполне могут быть учтены государственными и общественными организациями, которые взаимодействуют с религиозными объединениями православия, а также в преподавании религиоведческих и теологических дисциплин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
868
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1165
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
911
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
746

Другие новости